Революционные события 1905 и 1917 гг. пробудили самосознание мусульманских народов Российской империи. Религиозные и политические деятели Поволжья, Крыма, Кавказа и Средней Азии, там, где традиционно преобладал Ислам, стремились выработать общую позицию по важнейшим вопросам общественной жизни.
Первый съезд мусульман состоялся 15 августа 1905 года в Нижнем Новгороде. Ему предшествовала серьезная подготовительная работа, в которой активное участие принимал лидер крымскотатарского национального движения Исмаил Гаспринский. Издаваемая им газета «Терджиман» была рупором не только тюркских, но и всех мусульманских народов Российской империи. Авторитет Гаспринского и его влияние позволили мусульманам, несмотря на многочисленные противоречия, выработать общую политическую платформу.
В съезде приняло участие 30 делегатов, он проходил в полулегальных условиях,
Он в частности сказал: «Братья, несомненно, этот день ежегодно будет отмечаться как праздник всех российских мусульман… Мы — наследники тюрков, одного племени, единых корней, одной религии. Земли наших дедов простирались от Магриба до Машрика. Несмотря на героизм наших дедов, сегодня ни в горах Кавказа, ни в садах Крыма, ни в степях Казани, на нашей исторической родине, на своих землях у нас нет права говорить о наших нуждах».
На съезде была создана первая политическая партия мусульман Российской империи
В дальнейшем партия
После февральской революции 1917 года многочисленные мусульманские организации потребовали проведения нового съезда. Он открылся 1 мая 1917 года. В работе форума приняло участие 800 делегатов. На съезде присутствовали журналисты всех ведущих изданий России, а также Европы и Америки. В президиум были избраны представители от большинства мусульманских регионов: И. Ахтямов (Уфа), И. Алкин (Казань), мулла X. Габаши (Казанская губерния), X. Досмухамедов (Уральская область), Г. Исхаки (Москва), Ф. Карими (Оренбург), А. Топчибашев (Баку), У. Ходжаев (Туркестан), А. Цаликов, С. Якубова (Казань). Крым представлял Д. Саидахметов.
Съезд рассмотрел следующие вопросы: 1. Об отношении мусульман к войне; 2. О форме государственного устройства; 3 Вопросы образования и создания национальных школ; 4. Вопрос равноправия женщин; 5. Аграрный вопрос. В качестве постоянного рабочего органа съезда был создан Всероссийский центральный мусульманский совет (Милли Шуро). Представителем от Крыма в исполнительный комитет был избран И. Леманов.
Следующий съезд мусульман проходил в период с 21 июля по 2 августа в Казани. В нём приняло участие лишь 188 делегатов. Это было связано с тем, что параллельно с главным форумом мусульман проходили съезды военных и мусульманского духовенства. Мероприятие состоялось в условиях крайней радикализации общества. Достаточно сказать, что делегаты выступили с требованием к российским властям о немедленном формировании мусульманских воинских частей. Кроме того, было принято решение, явочным порядком, начать создание национальных автономий в регионах с преимущественно мусульманским населением.
С приветственным словом к делегатам съезда обратился почетный гость, представитель Украинской Центральной Рады (УЦР), известный
22 июля состоялось совместное торжественное заседание ІІ Мусульманского съезда с Всероссийским мусульманским военным съездом и Всероссийским съездом мусульманского духовенства. Всего в совместном заседании приняло участие свыше 1000 делегатов.
После окончания съезда инициатива по созданию мусульманских воинских формирований перешла к военному шуро. Этот процесс захватил и Крым. Осенью 1917 года в Симферополе был мусульманизирован, при активном участии крымских татар,
Октябрьская революция 1917 года полностью изменила расстановку сил на территории бывшей Российской империи. В Поволжье, Средней Азии, Кавказе и в Крыму стали создаваться национальные государства. Некоторые из них просуществовали вплоть до начала
С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»