Одним из важнейших торговых маршрутов Руси был «Путь из варяг в греки», о котором сообщает летописный свод «Повесть временных лет». Эта «дорога», проложенная купцами раннего средневековья, соединяла государства на берегах Балтийского моря с черноморским регионом. После захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году, движение товаров по этому пути прекратилось. Однако уже к концу XIII столетия на землях современной Украины возник новый маршрут, ставший одним из важнейших караванных путей Европы.
В 1243 году хан Бату (Батый) завершил Западный поход, отведя свои войска в район Нижней Волги. Там он основал свою резиденцию — Сарай. Поход монголо-татарских армий нарушил традиционные торговые связи Европы со странами Ближнего Востока и Китая. Некоторое время, казалось, что воцарившийся хаос будет продолжаться бесконечно, но это было не так. Бату был заинтересован в процветании нового государства, Улуса Джучи — именно поэтому он стал проводить политику, благоприятствующую международной торговле.
Уже вскоре после завершения активной фазы боевых действий в Европе, согласно сообщению армянского историка Киракоса, «начали являться к нему (хану Бату. — А. С.) цари и царевичи, князья и купцы — все огорченные тем, что были лишены вотчин своих; и Батый судил по справедливости и возвращал каждому, кто просил, его области и владения, и снабжал специальными грамотами, и никто не смел противится приказам его».
Улус Джучи (Золотая Орда) на тот момент был одним из крупнейших государств мира. Используя военные и административные возможности, Бату-хан наладил охрану торговых коммуникаций, что позволило купеческим караванам беспрепятственно осуществлять транзит товаров через его территорию. Одновременно с возобновлением традиционных маршрутов, стали возникать и новые.
В конце XIII века Западный улус Золотой Орды оказывается под контролем беклярбека Ногая. Территория улуса простиралась от Балканского полуострова до Крыма. Ногай проводил самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, вероятно, надеясь при благоприятных условиях создать независимое государство. Именно через земли Ногая в последней четверти XIII века был проложен так называемый Татарский торговый путь, более известный в Европе как Via Tataricа.
В XIII веке крымский город Солхат (Старый Крым) был хорошо известен купцам многих стран Европы и Азии как крупный перевалочный пункт, куда стекались товары из Китая, Индии, Персии, Египта, Италии и Византии. В Солхате брал свое начало Татарский торговый путь, пролегавший через Перекоп, таванскую переправу на Днепре. Далее он шел вдоль берега Черного моря к Аккерману.
В то время этот город стал играть важную роль в торговых отношениях Запада и Востока. Стоявший на берегу Днестровского лимана Аккерман был удобной естественной гаванью, которую охотно посещали купцы из Генуи и Венеции, открывавшие там свои магазины и склады товаров. В Аккермане караваны из Солхата отдыхали, пополнялись провизией и затем двигались в Шехр аль-Джедид (Янги Шехр) — крупный ремесленный, торговый и административный центр Западного улуса, находившийся на впадающей в Днестр реке Реут (ныне музейный комплекс «Старый Орхей» у с. Бутучень Оргеевского р-на Молдовы. — Ред.). Затем путь караванов лежал в Торговицу (на территории современной Кировоградской обл. — Ред.), которая в XIV веке была большим городом с мечетями и караван-сараями. Конечным пунктом маршрута был Львов.
По сути Татарский путь являлся северным крылом Великого шелкового пути, начинавшегося в Китае, проходящего через Центральную Азию и заканчивавшегося в средиземноморском регионе. Завоевания монголо-татар несколько скорректировали маршрут: часть караванов стала двигаться к Каспию, Волге, проходя через Сарай, столицу Золотой Орды, и затем в Крым — в Солхат и Кафу. Новое ответвление Великого шелкового пути позволило включить в систему мировой торговли черноморский регион, Русь, Польшу и скандинавские государства. Основные же доходы от торговли получали ханы Золотой Орды, особенно в период расцвета Улуса Джучи при Узбек-хане (1313–1341) и Джанибек-хане (1342–1357).
По Татарскому пути товары шли не только в Европу. В черноморские порты отправлялись крупные партии подольского зерна, значительная часть которого транспортировалась вниз по Днестру. Основными покупателями зерна были итальянские государства и Византия. Польский историк Станислав Сарницкий писал: «Был некогда Белгород (Аккерман. — А. С.) рынком многолюдным и доступным для наших людей. Ибо во времена Казимира (Великого. — А. С.) до самого Кипра доходили наши суда, груженные подольской пшеницей».
Среди других товаров, перевозимых по Татарскому пути, следует отметить соль, добываемую на черноморских лиманах и пользовавшуюся повышенным спросом во многих европейских странах. Еще одной статьей экспорта были рабы — популярный товар как на европейских, так и на азиатских рынках.
В 1362 году произошла битва на Синих Водах, в результате которой три золотоордынских эмира — Хаджибей, Кутлубуга и Демир, — контролировавшие Западный улус Золотой Орды, потерпели поражение от войск великого князя литовского Ольгерда. Это событие привело к оттоку мусульманского населения из Дунайско-Днепровского междуречья. Ряд крупных городов пришел в упадок. Все это привело к постепенному прекращению транзитной торговли по Via Tataricа.
В XV веке изменение геополитической ситуации в бассейне Черного моря, связанное с распадом Золотой Орды и падением Константинополя, приводит к сворачиванию международной торговли. В 1484 году султан Баязид II берет штурмом Аккерман, а войска Крымского ханства выходят с востока к берегам Днестра. Одновременно с этим прекращают свою деятельность итальянские торговые фактории. Черное море превращается во «внутреннее озеро» Османской империи с запретом иностранным кораблям входить в его воды. Начинается трехсотлетняя эпоха османского господства.
Александр Степанченко