В свое время Мухаммад Гирай-Хан принес Ислам кабардинским беям

Отношения кумыков и крымцев имеют давнюю историю
Карта Герарда Гесселя
Отношения кумыков и крымцев имеют давнюю историю
Отношения кумыков и крымцев имеют давнюю историю
Отношения кумыков и крымцев имеют давнюю историю
Отношения кумыков и крымцев имеют давнюю историю
12.11.2015
Оцените статью: 
(343 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

В Золотоордынский период часть предков кумыков (къумукълар — один из коренных тюркоязычных народов Дагестана) и крымцев проживала по соседству в местности Татартуп (ныне территория Кабардино-Балкарии). Начало контактов этих двух народов можно отнести уже к первым годам после образования Крымского ханства. Кумыки часто давали приют беглым крымским царевичам. В 1536 году в Кумыкии скрывался Ислам Гирай, соперник Сахиб Гирая в борьбе за престол. А во многом благодаря деятельности Мухаммад Гирай-Хана все кабардинские беки стали последователями Ислама.

Исторические познания помогает обогатить издание Авдет, опубликовав 25 фактов о кумыкско-крымских отношениях, найденные Юсупом Джанатлиевым, которые могли быть неизвестны широкой аудитории.

1. В Золотоордынский период часть предков кумыков и крымцев проживала по соседству в местности Татартуп (ныне территория Кабардино-Балкарии).

2. Начало кумыкско-крымских контактов можно отнести уже к первым годам после образования Крымского ханства. Согласно «Хронике Гирай-Хана», во второй половине XV века в Дагестан бежал один из претендентов на крымский престол, потерпевший поражение в междоусобной борьбе. Имя Гирай-Хан, сын Бахадур-Хана упоминается как «Сахиб-и Сейф Вали Дагистан Гирей-Xан Бин Бахадур-Xан» в надписи на сабле из коллекции османских султанов, что означает «владелец меча и вали Дагестана Гирей-Хан, сын Бахадур-Хана». Надпись датируется примерно 1473 годом.

3. Тухумы (кланы) крымского происхождения зафиксированы в кумыкских селениях Брагуны и Хамаматюрт.

4. Кумыки часто давали приют беглым крымским царевичам. В 1536 году в Кумыкии скрывался Ислам Гирай, соперник Сахиб Гирая в борьбе за престол. Спустя более полувека при дворе шамхала нашел пристанище еще один крымский беглец — Мурад Гирай. Гостюя у шамхала, он женился на его дочери. Перебравшись в Астрахань, царевич уже сам стал оказывать помощь шамхалу. Так, в частности в 1589 г. терский воевода Хворостинин писал шамхалу: «А ты Шевкал князь, живешь от государя нашего…державы от Терского города ближе иных, а посемяста ни о чем еси ко государю нашему к его царскому величеству не присылывал к нам в город и прежнюю свою присылку забыл. … И государь наш великий государь царь и великий князь Федор Иванович… за твое не исправление послал бы на тебя рать свою многу… И государю бил челом о тебе Мурат Кирей царевич, чтоб государь наш на тебя рати своей ныне не посылал, а ты перед государем нашим исправишься».

5. После своего вторичного смещения с престола хан Мухаммад Гирай IV в. течении 8 лет являлся удельным владетелем Тарковского Шамхальства и переименовал подаренное ему во владение поселение Пирбай в Бахчисарай, в честь дорогой его сердцу столицы Крыма.

6. После завоевания Казани и Астрахани армией Ивана Грозного крымский хан позиционировал себя как покровителя ногайских и северо-кавказских владетелей. Как пример приведем цитату из заявления крымских послов Ивану Грозному: «шевкальцы мусульмане, а при отцах и дедах и при дядях наших от тех мест и по си места меж нас с ними ссылка живет, их люди к нам ходят, а наши люди к ним ходят, в дружбе и любви ведемся».

7. Между крымскими ханами и кумыкскими шамхалами существовали тесные родственные связи.

8. Военная экспедиция на Москву хана Девлет Гирая на 18 лет отсрочила вторжение царских войск в долины рек Терек и Сулак и позволила кумыкам потратить больше времени на подготовку к сопротивлению.

9. Известно также, что в 1591 году крымский хан Гази Гирай мотивировал свой московский поход местью за притеснения тюменского и шевкальского правителей, то есть за правителей Тюменского владения (так называемой «Кавказской Тюмени» на Тереке) и шамхалов.

10. По свидетельству историка Гасана Алкадари, самую существенную помощь кумыкам в войне с Москвой в 1604—1605 гг. оказали крымцы.

11. На карте Герарда Гесселя в составе Крымского ханства на Таманском полуострове указано название «Кумухиа Регио», то есть загадочная «область Кумухия».

12. Наследник кумыкского престола носил титул крым-шамхал.

13. Взаимная военная и дипломатическая поддержка крымцев и дагестанцев имела место и в последующие годы. В 1654 году хан Ислам Гирай потребовал от царя Алексея Михайловича снести крепость, которая мешает живущим на Тереке кумыкам ездить в Крым и к черкесам, а это не подобает, ибо «те кумыкские владения суть исламские владения» и кумыки «из народа мухаммадова». Как и за сто лет до этого хан Девлет Гирай, его потомок, заступаясь за дагестанцев, апеллировал к факту религиозной общности с ними.

14. Во время второго крымского похода князя Василия Голицына на помощь хану Селим Гираю с Северного Кавказа прибыло 50-тысячное войско, состоявшее из кумыков, черкесов и яман-садаков (подразделения ногайцев). И еще один эпизод. В начале XVIII века, выполняя просьбу крымского хана, северокумыкский владелец «Салтан-Мамут» подошел с отрядом, состоящим из кумыков и чеченцев, к границам кабардинских владений, предлагая их правителям присоединиться к союзу с Крымом, чем «некоторых… поколебал».

15. Через Кумыкскую равнину шел путь крымских ханов в их походах против врага Османской империи Сефевидского государства. Память об этих передвижениях сохранилась в названии местности Крымчи-Айры между селениями Эндирей, Кокрек и Муцал-Аул Хасавюртовского района.

16. Эвлия Челеби упоминает о крепости Шад-Кермен у слияния рек Джинджик (Зеленчук) и Кубани. Казием этой крепости являлся «кумык Тухтар Хаджи-Али, в распоряжении которого находятся 100 кумыкских джигитов. Благодаря им и деятельности Мухаммад Гирай-Хана все кабардинские беки приняли мусульманство».

17. Родоначальник знатного крымского рода Уздемниковых Уздень Черик-бей прибыл в Крым с Северо-Восточного Кавказа при хане Каплан Гирае (начало XVIII века). Его потомки в составе Перекопского полка участвовали в войне 1812 года.

18. Шамхальство Тарковское вступило в подданство России только после падения Крымского ханства, лишившись в его лице одного из основных гарантов своей независимости.

19. В память о тесных контактах и популярности крымских ханов сохранились имена, позаимствованные кумыками из именника крымских ханов: Герай, Адиль Герай, Арслан Герай, Девлет Герай, Саадет Герай, Кази Герай, Саадат Герай, Мухаммед Герай, Шан Герай, Ислам Герай, Адиль-Султан и другие. Личные имена Крым (Къырым) и Крым-Султан также связаны с крымскими реалиями. В свою очередь сына крымского царевича Саадат Герая звали Кумук Герай.

20. В списке крымских сел XVIII века упоминается Кумуклар-Отар.

21. В XIX веке в Крыму проживал кумыкский поэт и религиозный деятель Акай-Молла, который в своих стихах и проповедях отговаривал крымтатар от переселения в Османскую империю.

22. Кумыкский просветитель и первопечатник Абусуфьян Акаев жил в Бахчисарае и учился у редактора журнала «Терджиман» Исмаила Гаспринского.

23. Ряд книг по крымтатарской филологии написал кумык Абдулгамид Батырмурзаев, живший в Симферополе. Среди исследователей кумыкской литературы видное место занимает Бекиру Чобан-Заде.

24. Режиссером Кумыкского театра значительный срок был крымтатарин Сервер Джетере.

25. И в Крыму, и в Кумыкии существуют населенные пункты и урочища с названиями Борогъан (Брагуны) и Бадрак.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.