Расшитые золотыми нитями футляры для Корана, дивные керамические блюда, ковры с причудливыми узорами, молитвенные коврики... У харьковчан появилась возможность прикоснуться к древней культуре крымских татар.
Впервые за двухсотлетнюю историю Харьковского художественного музея здесь открылась выставка декоративно-прикладного искусства крымско-татарского народа. В экспозиции – красочные работы мастеров творческого объединения «Чатыр-Даг»: узорчатые ковры, сияющие золотом ярко-красные бархатные татарские наряды, удивительные керамические блюда, вышитые панно, кушаки, жилетки и тюбетейки, браслеты из войлока, яркие пиалы, экзотическая медная джезве для кофе, расшитые бисером браслеты из войлока, тончайшие серебряные ювелирные украшения. В крымском искусстве причудливо переплелись тысячелетия и древнейшие цивилизации.
- Это потрясающее искусство, – уверяет инициатор выставки, руководитель образцового коллектива «Изостудия «Колибри» Центра детского творчества № 1 Наталья Горошко. – Эта выставка пропитана запахами и красками настоящего Крыма. Поражают тонкостью татарская серебряная ткань и вышивки на войлоке, очень интересна керамика, расписанная жидким стеклом.
Выставка проходит в рамках масштабного проекта «Крымский стиль», цель которого – возродить традиционное искусство татар, ознакомить с ним как можно больше людей.
Автор и куратор проекта – член Национального Союза художников Украины, член Национального Союза народных мастеров Украины Мамут Чурлу — занимается искусством изготовления ковров более 20 лет. Традиционные крымские ковры натуральны: их делают из овечьей шерсти, а удивительную палитру создают с помощью растительных красителей.
- Красить нити можно практически любыми растениями, – говорит Мамут Чурлу. – Луковая шелуха, например, даст и желтый, и рыжий, и более глубокие коричневые тона. А чтобы краски не вылиняли и не выгорели – они закрепляются солями металлов.
Даже не натуральные, казалось бы, голубой и синий цвета татары «берут» у растений.
- Единственный в мире синий краситель – индиго, – посвящает в таинства изготовления ковровой красоты Мамут Чурлу. – Он растет в тропиках, и я выписываю его из Германии и крашу по очень сложной технологии.
Экспозицию украсил и роскошный белый свадебный фес – он сделан в технике батик. К фесу прилагается платок, который традиционно надевают невесты. Чем моложе невеста – тем короче должен быть платок, предупреждает художник.
Почетное место на выставке занимают удивительные декоративные блюда молодого мастера Рустема Скибина. Рустем привез в Харьков и настоящие татарские барабаны: они керамические и обтянуты натуральной кожей.
Рустем – автор и яркого расписного сосуда из огромной грушевидной тыквы-горлянки.
– Внутри она пустая, а чтобы использовать ее как сосуд, с тыквы срезают верхнюю часть, вычищают и прожаривают в масле. Ее форма создана не только природой: тыкву формируют при выращивании, обвязывая веревками, – делится технологией Рустем Скибин.
Выставка «Крымский стиль» будет экспонироваться в выставочном зале художественного музея до 8 апреля.
По материалам «Вечерний Харьков»
Ссылки на тему:
Выставка памяти великого крымскотатарского мастера открылась в Симферополе
Искусство крымских татар в контексте мирового исламского искусства
В Крымскотатарском музее искусств открылась выставка «Золотой иглы творенье»
Австрия вернула Крыму образцы культурного наследия крымских татар
Первый шаг к возрождению искусства каллиграфии в Крыму
Выставка «Крымский стиль» открылась в Симферополе