В выставочном зале Крымскотатарского музея искусств в г. Акмесджит (Симферополь) 12 января открылась выставка «Золотой иглы творенье», посвящённая 130-летию со дня рождения вышивальщицы, знатока крымскотатарского орнамента Адавие Эфендиевой, в совершенстве владевшей традиционной крымскотатарской вышивкой.
На выставке представлено около 100 работ современных мастериц-вышивальщиц: Халиде Кипчаковой, Гульнары Негляденко, Тамары Ключкиной, Юлии Тулуповой, Хатидже Юнусовой, Лили Каишевой и других. Среди работ представлены как копии орнаментов Адавие Эфендиевой, старинных изделий, так и оригинальные работы мастериц. В экспозицию также вошли копии довоенных фотографий вышивальщиц за работой, бесценные образцы крымскотатарского золотого шитья из фондов КМИ, куклы в национальных свадебных костюмах, а также портрет вышивальщицы А. Эфендиевой.
Организаторы выставки рассказывают, что в Крыму издавна существовали цеховые объединения вышивальщиков «кезаджей», которые обслуживали ханский двор, знать и духовенство, часть же продукции экспортировалась в страны Средиземноморья, Малую Азию, Россию. Изделия конца ХIХ – начала ХХ вв. отличались разнообразием техник и высоким уровнем исполнения. Однако, уже в 20-е годы XX столетия традиционные ремёсла переживают серьёзный кризис, вызванный общественно-политической ситуацией, сильнейшим голодом в Крыму 1921 - 1922 гг.
В 1930-х годах искусство вышивки из области домашнего ремесла переходит в область промысловой кооперации. В крупных городах Крыма создаются художественно-кустарные артели, занимающиеся выпуском традиционной продукции на экспорт. В одной из таких артелей в Кезлеве (г. Евпатория) работала выдающаяся художница-орнаменталистка, мастер-вышивальщица Адавие Эфендиева.
Директор КМИ Сафие Эминова подчеркнула, что выставка должна послужить сохранению самобытности древнего крымскотатарского искусства вышивки, показать зрителям её красоту, разнообразие, богатые возможности художественных интерпретаций.
На открытии выставки присутствовали заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа, председатель Постоянной комиссии Верховной Рады Автономной Республики Крым по межнациональным отношениям и делам депортированных граждан Ремзи Ильясов, члены Милли Меджлиса, ректор Крымского инженерно-педагогического университета (КИПУ) Февзи Якубов, преподаватели КИПУ, в котором каждый год выпускается по два-три диплома, посвященных крымскотатарской вышивке, керамике, декоративно-прикладному искусству и т.д.
«Мои орнаменты - мои мысли»
Секреты мастерства создания узоров Адавие Эфендиева, родившаяся в 1879 г. в Кезлеве, переняла от своей бабушки, талантливой и искусной мастерицы.
Овладев техникой традиционной вышивки и ткачества в совершенстве, Адавие ханым создавала неповторимые произведения искусства и говорила о своих композициях: «Меним орьнеклерим – меним фикирлерим» («Мои орнаменты - мои мысли»). Во время работы инструктором вышивки в артели «Эски орьнек» («Старая вышивка») создала сотни орнаментальных композиций, которыми пользовались все артели Крыма. Швейные изделия и вышивки с орнаментами Эфендиевой экспонировались в Европе и Америке. Эфендиева скончалась в Средней Азии под Самаркандом.
Рисунки А. Эфендиевой экспонировались в 1935 г. на Московской выставке мастеров народного искусства татар и караимов Крыма, а также на I Всероссийской выставке самодеятельности в изобразительном искусстве.
По материалам QHA
Ссылки на тему:
Крымским татарам необходим музей народной памяти
Открылся первый крымский филиал виртуального музея «Ларишес»
Австрия вернула Крыму образцы культурного наследия крымских татар
В Симферополе открылась выставка Рустема Эминова «Унутма» («Помни»)
Объявлен конкурс на лучший сценарий полнометражного фильма о депортации 1944 г.
Первый шаг к возрождению искусства каллиграфии в Крыму
Экспонаты «Салачика» будут переданы Бахчисарайскому заповеднику