В декабре 2014 года глава Совета Федерации России Валентина Матвиенко предложила признать незаконным решение о передаче Крыма в состав Украины, принятое в 1954 году. Спустя полгода, выполняя заказ Кремля, Генпрокуратура РФ выступила с заявлением, в котором говорилось: «Ни Конституция РСФСР, ни Конституция СССР не предусматривала полномочий Президиумов Верховных Советов РСФСР и СССР по рассмотрению вопросов об изменении
Это юридически ничтожное заявление стало очередным свидетельством того, что в Москве отдают себе отчет в неправовом характере аннексии Крыма. Кремль судорожно пытается легитимизировать вооруженный захват АРК, приглашая на полуостров коррумпированных евродепутатов, организовывая различные шоу с участием полузабытых «звезд» Голливуда, выискивая в архивах акты давно несуществующих государств. Но все эти попытки обречены на провал до тех пор, пока международное сообщество готово отстаивать право Украины на территориальную целостность.
Отмена постановления президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года и указа президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года никак не может находится в компетенции Федерального Собрания РФ или Генеральной прокуратуры России. Следует также отметить, что существовавшая во времена СССР практика перекраивания границ никогда не имела ничего общего с законностью и международным правом.
В период между 1919 и 1924 гг. Россия без всяких согласований с Украиной несколько раз меняла границы в свою пользу, отторгнув территории, которые в настоящее время являются частями Брянской, Курской, Воронежской и Ростовской областей РФ. Очевидно, делая попытки пересмотра решений органов власти СССР 1954 года, Россия в первую очередь должна пересмотреть и соответствующие решения по этим территориям, вернув их Украине.
Акты 1954 года принимались теми же людьми, которые депортировали в 1944 году крымскотатарский народ, болгар, греков и немцев, столетиями живших в Крыму. Мнения этих народов при решении территориальных споров никто никогда не учитывал. Всё решалось силовыми методами и в 1944, и в 1954, и в 2014 гг. Поэтому говорить о законности или незаконности тех или иных решений высших органов власти СССР нет никакого резона. А тем более их невозможно отменить задним числом.
На момент обретения Украиной независимости в 1991 году Крым уже находился в её составе. Позднее этот факт был неоднократно подтвержден различными межгосударственными и международными актами. В 1994 году территориальная целостность Украина была закреплена Будапештским меморандумом, а в 1997 Договором о дружбе между Украиной и Россией.
Не выдерживают никакой критики и заявления российской стороны о «русском» Крыме. Анализ демографической ситуации свидетельствует о том, что вплоть до начала массовой депортации народов Крыма в 1944 году, русские никогда не были большинством на полуострове. В период с конца XIX столетия и до начала Второй мировой войны их доля в составе населения Крыма выросла с 35% до 49%, но при этом русские так и не стали большинством. Доля украинцев за этот же период выросла с 10% до 15%, а доля крымских татар уменьшилась с 38% до 20%. Эта статистика показывает, что Крым длительное время был многонациональной территорией, без доминирования одного из этносов.
При этом только благодаря сталинской национальной политике ситуация в Крыму была изменена в пользу русских. За 233 года, после того, как Крымское ханство было захвачено Российской империей, по настоящему «русским» Крым был лишь 10 лет — с 1944 по 1954 гг. После возвращения на полуостров, в конце
Совершенно очевидно — все попытки руководства РФ повернуть историю вспять обречены на провал. Возвращение Крыма в состав Украины является лишь делом времени. Приблизить это время может последовательность руководства страны, его опора на крымских татар как на единственную реальную силу, способную противостоять российской оккупации.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»