Стамбул: город мечетей, разнообразия и возможностей

Стамбул: город мечетей, разнообразия и возможностей
Мечеть Чамлыджа
Стамбул: город мечетей, разнообразия и возможностей
Проведение молитвы Аср в мечети Таксим
Стамбул: город мечетей, разнообразия и возможностей
Улицы Стамбула
Стамбул: город мечетей, разнообразия и возможностей
Голубая мечеть в Стамбуле
Стамбул: город мечетей, разнообразия и возможностей
Мечеть Айа-София
Стамбул: город мечетей, разнообразия и возможностей
Отображение стиля мечетей в Стамбуле
Стамбул: город мечетей, разнообразия и возможностей
Стамбул: город мечетей, разнообразия и возможностей
Стамбул: город мечетей, разнообразия и возможностей
Стамбул: город мечетей, разнообразия и возможностей
Стамбул: город мечетей, разнообразия и возможностей
Стамбул: город мечетей, разнообразия и возможностей
04.11.2021
Оцените статью: 
(110 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Стамбул — самый большой и, пожалуй, самый интересный город Турции с великой историей и своими традициями. Мне давно хотелось побывать в Стамбуле, и несколько лет назад пообещала себе, что обязательно воплощу мечту в жизнь. Интерес к этому городу появился одновременно с моим интересом к исламу, ведь ислам сыграл важную роль в истории Османской империи, а Стамбул был центром многих исторических событий. Я хотела узнать город не только с туристической стороны. Было интересно проникнуть в ту часть Стамбула, куда туристы попадают редко, и о которой им не рассказывают.

Первое впечатление

Оказавшись в Стамбуле впервые, я была удивлена тем, насколько он колоритен. Здесь вы встретите людей из разных уголков планеты: мусульман и немусульман, туристов и беженцев, переселенцев из Сирии, Афганистана, Пакистана и других мусульманских стран. Несмотря на туристический статус Стамбула, многие его жители не говорят на английском. Водители такси, поняв, что ты турист, сделают все, чтобы поездка оказалась в несколько раз дороже положенной. В общем, мое первое впечатление о Стамбуле оказалось совсем другим, нежели я представляла. Оказавшись в центральной части города, я поняла, что большинство торговцев, как и таксисты, узнав в вас туриста, сделают все возможное, чтобы прилично на вас подзаработать. Причем для большинства из них не имеет значения, мусульманин вы или нет. Некоторые, даже узнав, что я мусульманка, пытались флиртовать и приглашать на свидание. Для меня это было шоком, ведь я привыкла, что мусульмане при любых обстоятельствах стараются относиться друг к другу с уважением и хотят помочь, если это необходимо. Но в Стамбуле я впервые столкнулась с другим подходом.

На улицах я часто встречала бездомных. Среди них были и те, кто называл себя беженцами из Сирии. Лишь позже я поняла, что многие из них — местные аферисты, зарабатывающие попрошайничеством. Одной такой женщине-мусульманке с двумя детьми я даже хотела помочь, купив продукты. Сидя на голой земле, на улице, она рассказывала о своей нелегкой судьбе, о муже, оставшемся в Сирии, о турецких властях, которые ничем не помогают, о том, что помощи ей ждать неоткуда. Конечно, меня тронула ее ситуация, но по-настоящему грустно стало после того, как я узнала, что все это — выдуманная история.

Айя-София — собор и мечеть

Впрочем, было и немало такого, что вдохновило меня и поразило воображение. В первую очередь, необычайной красоты виды Стамбула,  мечети через каждые сто метров и возможность слышать азан вне зависимости от местонахождения. У стамбульских мечетей своя особенная атмосфера, стиль и красота. Самые знаменитые из них — Голубая мечеть, или Султанахмет, и мечеть Айя-София. Вторая, думаю, останется в моей памяти навсегда.

Я посетила Айя-Софию в первый же день по прилету в Стамбуле Эта мечеть действительно особенна. Изначально она была христианским собором св. Софии, возведенным в 537 году. Спустя почти 1000 лет, после завоевания Константинополя османами (1453), собор стал мечетью. В 1934 году по приказу Ататюрка уже мечеть Айя-София превратили в музей. В июле 2020 года Государственный совет Турции признал указ Ататюрка незаконным и постановил передать Айя-Софию в собственность Управления религиозных дел. Сегодня это снова мечеть, в которой проводятся пять обязательных молитв, и которая остается одной из главных достопримечательностей Стамбула и всей Турции.

Я попала в Айя-Софию во время вечерней молитвы-магриб. В мечети, находилось множество туристов, пришедших на экскурсию, а также много мусульман, которые, как и я, пришли на молитву. В Айя-Софии — один большой общий молитвенный зал, разделенный перегородками (места отдельно для мужчин и отдельно для женщин), за которые вход туристам во время молитвы запрещен. Но обычно за полчаса до молитвы и во время самой молитвы охрана на входе уточняет у посетителей, с какой целью они направляются в мечеть. Если вы просто турист — просят подождать у входа, если же мусульманин и хотите совершить намаз — разрешают войти. Такие правила в Стамбуле действуют во многих мечетях. Охрана контролирует, чтобы во время молитвы никто и ничто не мешало мусульманам выполнять их религиозный долг. Тем не менее все мечети открыты для посещения.

Многие мечети Стамбула — будь то мечеть, возведенная 500 лет назад, или мечеть, построенная в прошлом году — созданы в едином стиле (сакральная геометрия в дизайне и внутреннем оформлении).

Меня удивило, что в турецких мечетях перед каждой молитвой принято читать дуа (мольбу) за умерших, а после молитвы имам читает аяты из Корана (не всегда) и зикр — поминание Всевышнего вслух. Так, что это слышно и далеко за пределами мечети. В Украине я с подобной практикой не сталкивалась, поэтому для меня это было неожиданностью.

В Стамбуле немало мечетей, на территории которых расположены кладбища. В Украине я подобного также не видела. Тем не менее во всем этом есть своя «магия», и все это, абсолютно новое и необычное, очаровало меня.

Вся ли пищевая продукция — халяль?

Когда приезжаешь в Стамбул из Украины, Польши и любой другой страны, где мусульмане являются меньшинством, одним из самых больших плюсов, безусловно, является еда. Мне практически нигде не приходилось уточнять, является ли халяльным (дозволенным, с точки зрения ислама) то или иное блюдо, продукт. Турция — мусульманская страна, а значит большая часть продуктов здесь — халяль. В местных заведениях общественного питания вы априори не встретите блюд из свинины: в городе, где большинство часть жителей исповедуют ислам, свинина не пользуется спросом. Если же есть сомнения относительно дозволенности того или иного продукта, лучше уточнить, халяльный ли он. Если же вы покупаете продукты в стамбульских магазинах, их статус можно определить по наличию маркировки «халяль». Впрочем, данными инструкциями пользуются и мусульмане в Украине.

Стиль этнических мусульманок

Находясь в этом удивительном городе, мне, украинской девушке-мусульманке, было интересно наблюдать за тем, какую одежду предпочитают носить местные женщины. Я обратила внимание, что большая часть турчанок, живущих в европейской части Стамбула, отдают предпочтение широкому платью или юбке с блузой, дополняя это ярким/пестрым платком. Есть и те, кто надевает узкие джинсы с удлиненной рубашкой/пиджаком, заменив платок на шейлу, которая слегка прикрывает волосы. В азиатской части города девушки предпочитают традиционный никаб вместо привычного нам платка-хиджаба. Но, независимо от того, в какой части Стамбула вы находитесь, вряд ли кто-то сделает вам замечание по поводу внешнего вида. Не замечала я и презрительных взглядов людей, и это заслуживает особого внимания.

Оказавшись на одном из рынков города, я обратила внимание, что каждый третий магазин — магазин с платками. Большинство турчанок предпочитают платки привычным шейлам (палантинам), которые обычно носят мусульманки в арабских странах. Турецкие мусульманки выработали свой собственный стиль и культуру в одежде.

Стамбул — европейский город?

Стамбул — город, где основная часть жителей — мусульмане, которые с легкостью принимают «моду Европы». Молодые парни и девушки открыто общаются между собой, нет разграничения для мужчин и женщин, как это принято в исламском мире. Большая часть молодого поколения становится все более «европейской», тем не менее продолжая в той или иной степени следовать культурным традициям. Есть и более закрытые семьи, сохраняющие традиции и ограничивающие общение между мужчинами и женщинами, не являющимися родственниками.

Так или иначе Стамбул — город, который открыт для всех, где примут каждого, независимо от его вероисповедания, культуры, обычаев и традиций. Побывав в Стамбуле, я поняла, что в нем большие возможности для молодого мусульманского поколения, а люди в нем открыты всему новому и не боятся изменений. Но несмотря на его современность, Стамбул остается преданным своей культуре и традициям.

Мария Костенко

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.