Основные выводы и уроки первого этапа Арабского пробуждения

1
«Без сомнения, наша конференция является важным кирпичиком, прикладываемым нами к построению нового Арабского Дома»
01.10.2013
Оцените статью: 
(377 оценки)
oleg
Аватар пользователя oleg

Доклад Вячеслава Шведа на пленарном заседании III Международной научно - практической конференции «Принцип аль - Васатийа в Исламе», г. Донецк, 19 сентября 2013 года.

Чрезвычайно сложные, противоречивые проблемы, связанные с теми широкомасштабными процессами, которые происходят сегодня в пространстве Арабского мира продолжают находиться в эпицентре внимания мирового экспертного общества.


На первый план вышли такие вопросы как выводы и уроки первого этапа нынешней революционной волны, роль и будущее политического ислама, уроки пребывания у власти в Египте в течение 1 года президента М. Мурси как представителя «Братьев - мусульман», роль и соотношение внутренних и внешних факторов в этих событиях и т.д..


Позвольте поделиться с Вами своими мыслями по этим вопросам.


1. Первые три года Арабского пробуждения доказали — это не монолитный, быстрый, а чрезвычайно сложный и долгосрочный процесс, который растянется, возможно, на десятилетия. На его пути встретятся не только победы и триумфы, но и поражения, торможения, отступления. Пожалуй, можно согласиться с мнением тех аналитиков, которые призывают к окончанию использования метафор и сравнений для анализа этого сложного процесса, основанных на временах года - весна, лето, осень, зима. «Мы должны прекратить использование сезонных метафор. Мы находимся в революционном процессе, который продлится минимум декаду», — отмечает К. Битар, эксперт Арабского мира в Парижском Институте Международных и Стратегических Исследований.


2. Какие же определяющие, первоочередные, наиболее важные особенности первого этапа Арабского пробуждения, который закончился насильственным отстранением от власти законно избранного президента Египта М. Мурси?


Во-первых, довольно очевидной оказалась основная сущность всего длительного периода трансформаций. Ее главным содержанием является всеобъемлющая реисламизации региона, цивилизационная натурализация арабского пространства на основе Ислама, его принципов и ценностей. По нашему мнению, временное поражение «Братьев -мусульман» в Египте никак не сможет «закрыть» этот процесс, отменить его. Может только произойти определенное усложнение его процесса, появится новый баланс сил в исламском дискурсе, новые обстоятельства и силы этого процесса.


Во-вторых, определяющей особенностью первого этапа стало выделение самостоятельного исламского демократического проекта, который был представлен прежде панарабской ассоциацией «Братья - мусульмане». В течение первого этапа Арабского пробуждения «Братья - мусульмане» развернулись в широком поле национальных политических партий и движений, стали настоящим авангардом «Арабской весны». В странах, которые, фактически, начали современную арабскую революцию, — Тунисе и Египте, «Братья- мусульмане» пришли к власти.


В июне 2012 года египетский народ избрал на первых демократических президентских выборах, первых за десятилетие новейшей истории этой страны, М. Мурси, которого выдвинули «Братья - мусульмане» и их политическое крыло — Партия свободы и справедливости. За год его пребывания на президентском посту египетские «Братья- мусульмане» приобрели бесценный политический опыт практического управления крупнейшей в Арабском мире страной. «Братья - мусульмане», Партия свободы и справедливости вместе с всенародно избранным президентом М. Мурси начали сложнейшую работу по выводу Египта из того тяжелого кризиса, в котором он оказался после десятков лет правления предыдущего режима.


Как известно, в начале июля 2013 года в результате военного переворота президента М. Мурси был отстранен и арестован, в крови потоплены всенародные выступления протеста, погибли сотни и сотни мирных египтян. Наконец нынешняя власть Египта пытается вообще запретить деятельность «Братьев- мусульман» в стране, именно в которой родилось это общеарабское движение.


3. Особую актуальность в этом контексте приобретает объективное, беспристрастное и правдивое осмысление уроков и значение приобретенного практического опыта «Братьев- мусульман», причин и обстоятельств их временного поражения .


Нужно отметить, что на наш взгляд, «Братьям - мусульманам» просто не дали развернуться во времени, приобрести необходимый опыт, создать действительно всенародную политическую партию — Партию свободы и справедливости. Противники успешного развития исламской демократии прекрасно понимали, что время работает на «Братьев - мусульман», они лишаются ошибок и иллюзий, приобретают профессионализм и необходимые знания и навыки. Именно поэтому мятежники и их хозяева так спешили с организацией мятежа.


Конечно же, как «Братья - мусульмане», так и президент М. Мурси сделали немало ошибок, о чем, кстати ,он сам открыто и мужественно заявил незадолго до переворота. Отсутствие необходимого количества профессиональных кадров, опыта практической работы в государственных структурах, несостоятельность кардинально изменить управленческий аппарат, ограничить роль армейской верхушки и т.д. — все это значительно ослабило силу всенародно избранного президента. Отрицательно сказалось и то, что «Братья - мусульмане» в течение десятилетий находились в глубоком подполье, работали в условиях репрессий и преследований. Все это отразилось на фактическом отсутствии внутрипартийной демократии, критики и самокритики, тормозило создание современной демократической политической организации.


Также, нужно отметить и такой фактор, имеющий непосредственное отношение к главной проблеме нашей конференции — принципа аль - Васатыйя в исламе. Можно утверждать, что среди политических партий и движений умеренного ислама в арабских странах, и в первую очередь, среди «Братьев- мусульман» только начался процесс усвоения принципов аль - Васатыйи как методологической основы их политики и идеологии, только начался процесс «подведения» этих принципов под их практическую деятельность. Достаточно острой стала проблема несоответствия уровня интеллектуальной зрелости, нежелание и неумение даже наиболее «продвинутых» политических партий и движений в Арабском мире, которые ориентируются на умеренный ислам, этическим нормам и принципам «аль - Васатыйи» .


Хочется верить и надеяться, что исламский демократический проект в Арабском мире достойно переживет нынешние вызовы и испытания, найдет мужество, свободу и интеллектуальную зрелость для обработки наиболее оптимальной стратегической линии. Такая линия должна обеспечить необходимые организационно - политические, теоретико - идеологические и интеллектуальные предпосылки нового прорыва и новых побед.


Без сомнения, наша конференция является тем важным кирпичиком, прикладываемым нами к построению нового Арабского Дома, который будет базироваться на таких крупных принципах Ислама как Справедливость, Достоинство, Уважение прав религиозных и национальных меньшинств, терпимость, толерантность и других. Украинские же исламоведы должны активно работать и стать важной составляющей всемирного экспертно - аналитического пространства исследований перспектив и проблем развития исламского демократического проекта на новом этапе его развития .


Вячеслав Швед, ведущий научный сотрудник отдела Азии и Африки Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, вице - президент ВОО «Украинский центр исламоведения».

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.