17 марта в информационном агентстве «Главком» состоялась пресс-конференция на тему: «Два года легализации аннексии Крыма. Преследования, репрессии в Крыму и проблемы ВПЛ в Украине». В мероприятии приняли участие Уполномоченный ВРУ по правам человека Валерия Лутковская, представитель Уполномоченного ВРУ по вопросам соблюдения прав внутренне перемещенных лиц Жанна Лукьяненко и правозащитница, председатель правления ОО «Центр гражданских свобод» Александра Матвийчук.
− За эти два года Российская Федерация и оккупационные власти развернули систему масштабных преследований представителей гражданского общества, от которой на территории полуострова нет ни одного эффективного способа защиты, − сказала Александра Матвийчук.
Правозащитница заявила, что по данным кампании Let My People Go Ukraine, которую начала организация ЕвромайданSОS, в РФ и Крыму по политическим мотивам уже заключено 25 граждан Украины: 19 из них арестованы в Крыму, 11 являются крымскими татарами, 7 вопреки международному праву после задержания в Крыму были переведены в РФ. Сейчас этот печальный список может пополнить дело Андрея Коломийца.
Жанна Лукьяненко рассказала, что по состоянию на 15 марта в Украине официально зарегистрировано 21974 человека перемещенных из Крыма. Только с ноября прошлого года по настоящее время с полуострова выехало 628 человек. По ее словам, это подтверждает невозможность пребывания на оккупированной территории.
− По мнению правозащитников, со стороны международного сообщества должен быть адекватный ответ на ухудшение ситуации. Считаем необходимым ужесточить санкции, введенные в связи с оккупацией Крыма, и организовать там постоянное международное присутствие, что позволило бы посещать судебные заседания и людей, находящихся в тюрьмах, присутствовать при обысках, − заявила Александра Матвийчук.
Уполномоченный ВРУ по правам человека Валерия Лутковская заявила, что Крым находится не только в оккупации, но и в изоляции. По ее словам, посетить полуостров в последнее время смогли только представитель Генсекретаря Совета Европы и комиссар Совета Европы по правам человека. Поэтому международные правозащитные организации не могут своими глазами увидеть, что там происходит.