Когда мы слышим что-то о Дне вышиванки, в голову в первую очередь приходит именно украинская вышитая рубашка, расшитый кушак, плахта или юбка-запаска… Но у каждого народа есть своя вышиванка с уникальной технологией, символами и сочетаниями цветов.
Вышивкой украшали не только одежду, но и скатерти и простыни, полотенца и салфетки. Однако чаще всего ее наносили именно на рубашку и не просто как украшение, а как некий маркер принадлежности к своему народу, племени, роду и т. д. По вышитому узору наши предки безошибочно определяли, откуда тот или иной человек, его общественное и имущественное состояние… Вышивка — еще и закодированное пожелание здоровья и счастья.
К сожалению, сегодня мало кто из рядовых граждан может похвастаться умением расшифровать закодированный в вышивке смысл, но интерес к вышиванкам возвращается, все больше людей стремятся узнать ее секреты. Другое дело — ученые, для которых образцы древних вышивок и закодированная в ней информация являются не просто историческим артефактом, а настоящей энциклопедией определенного времени…
Например, с помощью вышитого татарского рушника исследователям удалось узнать много интересного из истории татар Галичины. Как пишет в своем исследовании «Западные татары на землях Галичины. К вопросу об атрибуции татарского рушника из с. Юнашков на Ивано-Франковщине» научный сотрудник Национального музея истории Украины Савченко Алексей (полностью опубликованном в альманахе «Аль-Калям» № 7, 2018 г.), тюркское население из Северного Причерноморья и Крыма долгое время проживало среди предков современных украинцев и принимало активное участие в исторических и культурных процессах Галичины.
Как отмечает исследователь, найденный рушник долгое время хранила женщина татарского происхождения. Узор на нем можно отнести к растительному орнаменту. В нем выделяются две составляющие: верхняя часть («украинская») — характерна для этого региона Галичины — Ополье, и нижняя («татарская»), на которой вышито растение, которое, по словам бывшей владелицы, называется «татарское зелье» или «татарская трава». Это одно из народных названий болотного растения — «аир тростниковый», растущего в Восточной и Центральной Азии и на Ближнем Востоке. В Европу оно попало из Османской империи и Крымского ханства и использовалось в медицине с XVI века. Считается, что в Восточную Европу оно было занесено татарами, которые практиковали очищение им воды во время военных походов. «Татарский узор» на рушнике не характерен для традиционной вышивки крымских татар и может быть местного происхождения. Бывшая владелица обращала внимание на то, что он был перенесен из предыдущей «старой вещи», которая хранилась в семье из прошлых поколений.
Сохранение подобных «культовых» вещей свидетельствует о наследственности и памяти потомков древних татар о своем этническом происхождении. На это указывает и название орнамента — «татарский», который ассоциировался у них с их традициями и обычаями, о которых уже не помнят.
Такая находка привлекает внимание к татарам Галичины, происхождение которых исследовано мало, учитывая небольшое количество этнографических и письменных данных, дошедших до наших дней. У «галицких татар» можно наблюдать ту же тенденцию, которая характерна и для других «западных татар». Даже учитывая перенятие местного языка, обычаев и религии, у них остается память и осознание своих татарских корней…
В исследовании приводится много других исторических фактов, которые позволяют утверждать — на Галичине татары долгое время проживали в таких населенных пунктах, как Львов, Перемышль, Яворов, Самбор, Рудки (с селами Татары и Татаринов), села Курники, Старый Яжив, Боратин, Угнев, Станиля, Перегинское, Тисовое, Букачивцы, Бурштын, Юнашков, Жовчев, Старый Люблинец и др.
Упоминания о татарах фиксируют преимущественно в районе населенных пунктов, которые располагались у крепостей, на важных магистралях, торговых или «татарских путях». Именно около них в течение XVI–XVII веков состоялись многочисленные битвы против татарских войск, совершавших походы на земли Русского воеводства Речи Посполитой. В районе некоторых из этих крепостей фиксируются и «татарские курганы» и могилы.
Часто происхождения татарских общин связывали с эпохой «Хмельниччины» и «Руины» (в частности, временами союза между Бахчисараем и Варшавой) и Польско-турецкой войной 1672–1676 годов.