Министерство образования и науки (МОН) предложило превратить факультативные курсы морального направления «Основы христианской этики» или «Библейская история и христианская этика» в постоянную дисциплину в школе и ставить ученикам за них оценки, которые пойдут в табель.
Чиновники запустили общественное обсуждение таких изменений в образовательной программе для 5–9 классов, дав родителям лишь две недели, и в соцсетях, как пишет издание «Обозреватель», уже начались споры относительно новаций: одни одобряют, другие возмущаются, а некоторые ссылается на Конституцию, подчеркивая, что церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа — от церкви.
Многие граждане опасаются, что обязательный курс этики, который опирается именно на христианское понимание морально-этических норм, приведет к межрелигиозной, межконфессиональной напряженности в обществе — и это в то время, когда в Украине на многих уровнях общественные организации, подавляющее большинство церквей и религиозных организаций, государственные институты пытаются строить диалог, желая мира и согласия. Так, соучредитель общественной организации «Батьки SOS» Елена Парфенова заявляет, что это будет дискриминировать детей из нехристианских семей и возмущается сжатыми сроками, отведенными МОН на обсуждение вопроса: «В первую очередь это вопрос дискриминации детей других вероисповеданий. Для меня вообще странная ситуация, что на такую важную тему отведено всего две недели».
Муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов высказывает мнение, что МОН стоит с осторожностью подходить к этому вопросу, ведь он затрагивает очень деликатную сферу религиозных чувств и может внести раздор в общество:
— Удивило то, что в светской стране, где в Конституции прописано, что религия и церковь отделены от государственной школы — имеются в виду именно не частные учебные заведения и не воскресные школы, — как обязательный предмет предложено ввести этику одной конкретной религии. У нас многорелигиозная, поликонфессиональная страна, и, конечно, возникают вопросы, а что же делать детям, ученикам, обучающимся в государственных (коммунальных) школах и принадлежащим к семьям, не исповедующим христианство? Например, они исповедуют Ислам или иудаизм, бахаизм, буддизм или индуизм — или вообще не исповедуют никакой религии! Как быть таким детям? Они что, тоже должны обязательно изучать предмет, который фактически демонстрирует определенные ценности другой религии? Это очень дискуссионный вопрос, — говорит духовный лидер украинских мусульман. — На сайтах преподносится информация, что «продолжается обсуждение». Где продолжается это обсуждение? Привлечены ли к этим обсуждениям представители религиозных конфессий, религиозных организаций — и мусульманских религиозных организаций в том числе, — чтобы учесть предложения представителей других, нехристианских, вероучений? Это все очень большой вопрос.
По мнению шейха Саида, кроме того, что внесение в обязательную школьную программу уроков этики, опирающихся именно на христианское понимание морально-этических норм, может противоречить Конституции Украины, Закону о свободе совести и религиозных организаций, это также может вызвать немало вопросов со стороны детей из нехристианских семей:
— Я бы хотел посоветовать, чтобы Министерство образования обратило внимание на это и проконсультировалось с представителями других религий, религиозных организаций. Я убежден, что изучение любой этики — будь то христианская, будь то мусульманская или какой-то другая — должно происходить факультативно. Если люди хотят изучать — пожалуйста, но если это не соответствует их религиозным взглядам, то в светской стране, где государство отделено от церкви и церковь отделена от государственных учебных заведений, нельзя внедрять изучение этики какой-то одной религии в качестве обязательного предмета.
Кстати, Министерство образования и науки в те же дни, когда идет инициированное им обсуждение включения предмета христианской этики в школьную программу, проводит другое мероприятие, где обсуждается еще один курс, а именно «Культура добрососедства», который должен стать инструментом внедрения в Украине гражданского, межкультурного и миротворческого образования.