Ислам на украинских землях. Изучение истории

1
Ислам в границах современной Украины сыграл значительную этноформирующую роль в жизни одного из двух автохтонных народов Украины - крымских татар (Фото: PhotoUkraine.com)
21.05.2010
Оцените статью: 
(332 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Исламу на Украинских землях сотни лет, здесь у него своя долгая и сложная история. Она тесно связана со многими драматическими страницами истории украинского народа. Ведь ислам на украинских землях исповедовали представители народов, с которыми украинцы длительное время имели напряженные отношения.

Эта статья - первая из серии материалов, посвященных истории ислама на Украине.

При изучении истории ислама в Украине нужно учитывать следующие факторы:

1. Появление сторонников ислама на украинских землях, прежде всего на южных - это процесс, обусловленный расположением Украины на рубеже двух великих цивилизаций - христианской и мусульманской. Наша страна находится на водоразделе этих двух миров, который пролегает от Синьцзян, Средней Азии и Казахстана - на востоке, потом через Закавказье, Северный Кавказ, Крым и Турцию до южной Болгарии, Боснии и Албании - на западе. Поэтому именно уже географическое положение Украины заранее определяло активное ее взаимодействие с мусульманскими странами и народами. Наличие мусульман в современной Украине обусловлено, прежде всего, этническим составом ее населения, к которому относятся представители 26 тюркских народов, которые в большинстве своем исповедуют ислам.

2. История контактов Украины с мусульманским миром насчитывает более тысячи лет. Вместе с тем трудно определить начальный момент ознакомления Украины с исламом. Практически невозможно указать точно даты, имена, факты, географические точки, связанные с первыми мусульманами на землях Руси-Украины. По сравнению с довольно четко датированной историей христианства историческое распространение ислама на юге Украины не имеет на сегодня четко определенного начала. Исламизация относительно небольшой части населения Украины в общеисторической перспективе выглядит как очень постепенно растущий процесс, внешне чем-то напоминающий диффузию - постепенное проникновение.

3. Ислам в границах современной Украины сыграл значительную этноформирующую роль в жизни одного из двух автохтонных народов Украины - крымских татар. В XIX - XX вв. он стал фактором этнического самосохранения татар волжских (нижегородских).

4. Исторически было два главных пути получения информации об исламе в Украине: восточный (Булгарстан, Северный Кавказ) и южный (Крым и Турция). На значении восточного канала распространения влияния ислама на Украину делал ударение академик М.Грушевский. Сейчас растет влияние на религиозно-культурную жизнь мусульман Украины более отдаленных стран арабских государств и Исламской Республики Иран.

5. В исторической памяти украинского народа ислам веками воспринимался вполне естественно как религия чужаков, враждебных нападавших. Поэтому ислам вплоть до XIX в. - это гонимая религия в Украине. Поскольку Украина - страна христианская, а также из-за острых военных коллизий с южными соседями, исповедовавшими ислам, религия мусульман в глазах украинцев воспринималась как нечто глубоко враждебное. Это отразилось на мировоззрении и менталитете (социальном характере) украинского народа. Однако по мере установления мирных отношений с мусульманскими народами взгляды украинцев на ислам постепенно менялись. Ведь украинцы всегда отличались толерантностью в отношении религиозных предпочтений других народов. Нетерпимость к исламу была свойственна для официальной идеологии Российской империи, в состав которой долгое время входила Украина.

6. Знакомство украинцев с мусульманами, с их образом жизни, с духовными основами ислама не было постоянным и непрерывным. Это был дискретный (прерывистый) процесс. Ознакомление населения материковой Украины с элементами знаний об исламе и мусульманах происходило только в мирные периоды. Например, во время мирных контактов запорожцев с ногайскими и крымскими татарами в Северном Причерноморье до установления протектората Турции над Крымским ханством. Во время военных конфликтов об ознакомлении с исламом и говорить не стоит.

7. Мусульмане, проживавшие на юге от Украины, никогда не задавались целью обратить в ислам украинцев, обитавших в материковой части Украины. О таких планах или о каких-либо специальных акциях такого рода до сих пор нет никаких сведений. О них также никогда не провозглашалось и ничего положительного в этом направлении не было сделано. Наоборот, факты свидетельствуют о том, что мусульманские общины там, где они действовали на украинских землях, существовали изолированно от украинской социокультурной среды.

8. Ислам в Украине не имеет какой-то особой специфики, он не привел здесь к появлению новых течений, направлений, групп и т.д. Мусульмане на территории Украины всегда исповедовали суннизм, хотя здесь и жили отдельные дервиши, суфии. Джидадизм, у истоков которого в Крыму стоял Исмаил-бей Гаспралы, был не религиозным течением, а культурно-гуманистическим явлением.

Периодизация существования ислама на украинских землях

Процесс распространения ислама и мусульманских общин в Украине состоит из четырех главных этапов, которые отражают определенную внутреннюю логику этого процесса.

1. Первый период продвижения ислама на землях Украины назовем условно ознакомительным. В этот период во время путешествий, торговых операций, военных экспедиций русов, а также арабских и булгарских купцов и географов происходит первое знакомство восточных славян с исламом, его учением и обрядами. К этому этапу относится также так называемый выбор веры князем Владимиром.

2. Второй период обозначим как военно-колонизаторский. Речь идет об оседании на постоянном месте народов, исповедующих ислам, а также колонизационной политике Оттоманской империи в Северном Причерноморье и Поднестровье. Под этим понимаем закрепления в Крыму части татарской Орды, признавшей официально ислам при хане Узбеке, а также турецкие колонии в Азове, Очакове, Белгороде-Днестровском, Каменце-Подольском т.д.

3. В условиях Российской империи начался период, когда ислам действовал как фактор этнического, национального самовыражения и самосохранения мусульманских народов, помогавший их представителям осознавать свое отличие от немусульманских этносов. Для волжских и крымских татар, чеченцев и дагестанцев, представителей тюркоязычных народов Средней Азии, проживавших в Украине, ислам стал силой, способствовавшей сохранению их как нации, охране их национальной культуры от ассимиляции в другой этнической и этноконфессиональной среде. Такая способность ислама наблюдается и в XX в.

4. Сейчас начался качественно новый этап исторического бытия ислама на территории Украины - постепенное проникновение ислама в среду восточнославянских народов - этнических украинцев и русских. Для них ислам не является фактором, поддерживающим их национальное самосознание. Для украинцев и русских, обратившихся к исламу, он является итогом их мировоззренческих поисков. Поэтому сейчас ислам в Украине становится для отдельных людей фактором мировоззренческого самоопределения личности. Обращение славян к исламу видим только в городах преимущественно юга и востока нашей страны.

Итак, ислам не является религией, традиционной для Украины, хотя украинцы знали об исламе, его основных идеях, обрядах, об обычаях мусульман еще со времен Киевской Руси. Однако вследствие комплекса социально-экономических, культурных, мировоззренческо-религиозных причин ислам так и не был воспринят коренным населением материковой Украины. Знакомство с духовными ценностями ислама происходит медленно в течение веков.

Из книги «Історія релігії в Україні: Навчальний посібник» / A.M. Колодний, П.Л. Яроцький, Б.О. Лобовик та ін.; За ред. A.M. Колодного, П.Л. Яроцького. — К.: Т-во “Знання”, КОО, 1999

(Продолжение следует)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.