Украинские города в представлении рядового гражданина ассоциируются не только с яркими куполами церквей, готическим стилем костелов, но и со стройными башнями минаретов, громким пением муэдзинов, зовущих верующих к выполнению ежедневного намаза. Как показывает исторический анализ мусульманская община современного города Днепропетровск (до 1926 г. — Екатеринослав), сохранила историческое здание бывшей мечети, построенной мусульманской общиной в 1911 году на средства состоятельных местных мусульман, которых в то время было более 560 человек.
Сегодня существует только историческая память об этом объекте культового мусульманского сооружения, который, по досадной традиции, продолжает использоваться далеко от его первичного религиозного назначения. С приходом советской власти, здание мечети нещадно эксплуатировалось: коммунхозом, который использовал его под социально-культурное учреждение, работниками милиции и уголовного розыска, инвалидами кооперации, немецкими властями, картонажным цехом артели Облкоопполиграф, детским садом, детско-юношеской спортивной школой олимпийского резерва. К большому сожалению, сегодня, там находятся заведения, противоречащие нормам ислама - рядом расположены развлекательные заведения, кафе.
Процесс возрождения и развития мусульманских общин можно связывать с царским правительством России. Во второй половине XIX в. — 30-х годов XX века с началом интенсивного промышленного развития была ощутима острая нехватка рабочих. Значительное количество рабочей силы было завезено из российского Поволжья — главным образом татары из Пензенской губернии. С тех пор татарские слободки возникают в Екатеринославе. Со временем количество мусульман постепенно увеличивалось, стали образовываться и функционировать мусульманские общины.
За период с августа конца XIX до начала ХХ в. мусульманская община количественно постепенно увеличивалась. До 1897 г. в г. Екатеринославе мусульманская община уже составляла около 700 человек, что составляло почти 0,7% населения города. На этот же год приходится и наибольшее значение количества мусульман в Екатеринославской губернии — более 2000 человек. Темпы прироста мусульманской общины были значительными: ведь еще 10 лет назад, в 1887 г., мусульманская община губернии насчитывала чуть больше 200 человек и составляла всего лишь 0,013% от всего населения края. Численность мусульманской общины продолжала расти, что вызвало настоятельную потребность в собственной мечети.
Мусульманская община смогла получить права и построить собственную мечеть — подлинное украшение города того времени, которая стала одним из символов города нач. ХХ ст. К тому же, роль этой общины в городе была весомой. О чем свидетельствует хотя бы тот факт, что в справочнике-ежегоднике «Весь Екатеринославъ» ежегодно печатался «Магометанский календарь» с указанием всех важных праздничных дней. В перечне религиозных культовых сооружений с 1912 г. помещается и описание Мечети.
Земельный участок для мечети был приобретен в пределах слободы Старый Кут на пересечении Херсонской и Великой Базарной улиц по адресу ул. Херсонская, № 3 и № 5 (теперь № 3). Считается, что место было выбрано удачно, так как в этом районе жило довольно много татар. На это может указывать несколько обстоятельств: известно, что совсем рядом располагалось городское кладбище, и есть свидетельства, что в его пределах был отдельный мусульманский сектор. Сегодня на месте бывшего кладбища расположен стадион «Днепр-Арена».
«Общество строительства мусульманской мечети» взялось за дело достаточно энергично. В справочнике «Весь Екатеринославъ» на 1912 построение мечети датируется 1911 годом и отмечено, что она была сооружена на собственной земле религиозной общины. Но в феврале 1912 мусульманская община покупает у города дополнительный участок земли в 30 саж. (около 132 м2), необходимый для завершения строительства лестниц.
В здании мечети были большая и малая зала, размещавшиеся на двух этажах, вход на минарет и несколько комнат для рабочих. Верхний зал, по свидетельствам современников, освещался электричеством и был соединен отверстием с нижним залом. Слова проповеди были хорошо слышны в обоих залах. Отделку здания нельзя назвать богатой, но восточные мотивы — окна осложненных форм, имитация резьбы по камню, витражи — были выполнены достаточно органично. Кирпичная облицовка здания имитировала модный тогда в Европе «мавританский» стиль с его чередованием рядов белого и красного камня.
Мечеть в Екатеринославе полностью отвечала классике жанра. По традиции, рядом с мечетью существовал зеленый двор с фонтаном, который предназначался для омовения перед молитвой. Традиционная мечеть состояла из одного или нескольких нефов, а на обращенной к Мекке стене находился михраб — ниша для Корана, облицованная мозаикой или эмалью. В культовых зданиях применялись стрельчатые-подковообразные, многолопастные и фестончатые арки, сталактитовые купола, фризы, карнизы, артесонадо, а также настенная резьба по дереву, облицовка колонн изразцами, керамическая и стеклянная мозаика, витражи, цветной мрамор.
Количество членов мусульманской общины города Днепропетровска превышает 5000 человек постоянных жителей города. К тому же, если учитывать тех мусульман, кто находится в городе временно: студентов из арабских стран и стран Центральной Азии, работников, гостей города. Численность людей, которые испытывают потребность в помещении для удовлетворения собственных религиозных потребностей, увеличивается в разы.
Анна Тагирова