Муфтий ДУМУ «Умма» о международной конференции «Созерцание как путь к внутреннему миру»

Муфтий ДУМУ «Умма» о международной конференции «Созерцание как путь к внутреннему миру»
Католический священник, монах-бенедиктинец лондонского аббатства Turvey Лоренс Фримен (англ. Laurence Freeman)
13.05.2015
Оцените статью: 
(425 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

В Украинском католическом университете во Львове 9 мая муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов принял участие в конференции «Созерцание как путь к внутреннему миру», где выступил перед присутствующими с докладом о созерцательных духовных практиках в Исламе.

 Цель конференции  поиск инструментов, с помощью которых можно было бы достичь примирения и духовного исцеления общества, и по мнению инициаторов форума, религия в этом плане рассматривается как очень эффективный и чуть ли не единственный инструмент,  рассказал Саид Исмагилов нашему корреспонденту.

На конференцию были приглашены священнослужители и представители разных конфессий, в том числе католический священник, монах-бенедиктинец лондонского аббатства Турвей (Turvey), конгрегации Оливетанцев, директор «Международного общества христианской медитации» Лоренс Фримен.

Конференция была трехдневной, за это время её участники побывали в Житомире, Киеве и Львове, и в каждом городе говорили о созерцательных духовных практиках.

Со слов шейха Саида Исмагилова, обсуждались не просто вопросы духовных практик, а говорили о том, как эти практики могут помочь оздоровлению общества. «Аудитория, чаще всего была греко- и римокатолическая, в первую очередь  студенты католических светских университетов, а мусульмане были приглашены, чтобы узнать точку зрения Ислама.

 Я выступил с докладом и рассказал о созерцательных духовных практиках в Исламе, о том, как это существует и применяется у мусульман. Эта тема известна в Исламе давно  и считается, что все пророки Божьи имели определенные созерцательные духовные практики (об этом, например, свидетельствуют пребывание Моисея на Синае и Иисуса в пустыне). Также считается, что созерцательные духовные практики  это шаг к новому духовному пробуждению, новому уровню: еще Пророк Мухаммед до того, как получил Откровение, ежегодно уединялся в пещере на горе Хира за пределами Мекки и находился там на протяжении месяца Рамадан, проводя время в размышлениях об окружающем мире и над тем, кто его создал. И это длилось до тех пор, пока по Божьему повелению не настало время, когда Пророк получил Откровение,  рассказал Саид Исмагилов.

Муфтий ДУМУ «Умма» обратил внимание участников конференции на то, что Ислам рекомендует в качестве одного из видов духовной практики  практику созерцательную, соединенную с размышлениями о величии, всемогуществе, мудрости и любви Творца к своим созданиям, ибо все сущее создано имеющим пользу для человека. В качестве примера шейх напомнил о содержании третьей суры Священного Корана, где в аятах 190192 говорится о созерцательных духовных практиках.

 Такая практика чаще всего связана с месяцем Рамадан, когда мусульмане постятся и больше времени посвящают молитвам и размышлениям, пояснил Саид Исмагилов и напомнил, что мусульманские созерцательные духовные практики в основном состоят из трех частей: хальва  уединение, зикр  упоминание и самаа  слушание.

В Исламе сфрормировалось два основных подхода к этим духовным практикам  классический суннитский и суфийский подходы.

 Суфийский отличается тем, что там много заимствований из других религий, и поэтому эти практики стали отдельными  с молитвенными танцами, песнями, с отречением от жизни, с уединением и отшельничеством и так далее  то есть не такими, как их практиковал Пророк. То есть, у суфиев это превратилось в крайний аскетизм с элементами монашества, а под христианско-иудейским влиянием возникла и практика обета молчания  суфий присягал не разговаривать ни с кем из людей. И хотя эта практика не приветствуется в Исламе, она до сих пор существует в суфийских братствах.

В классическом же суннитском Исламе считается, что духовное и интеллектуальное уединение от мира лучше и выше физического отшельничества  но это уединение не должно быть постоянным и практиковать его нужно чаще всего во время поста в месяц Рамадан,  разъяснил муфтий.

Рассказал Саид Исмагилов и о ещё одной практике  зикр, то есть о молитвенном упоминании имен и атрибутов Бога, которая также разнится у суннитов и суфиев:

 В классической суннитской традиции зикр, его нормы и правила регламентированы и исполняются так, как это делал Пророк Мухаммед. В суфийских же сообществах существовали особые для каждого братства практики, которые становились обязательными и наделялись мистическими качествами. Неустанная постоянная молитва  зикр  имеет много общего с практиками православных монахов Синая и Афона, «Иисусовой молитвой»; также она похожа на индийские джапа-йогу, японскую нэмбуцу (практики наиболее крупной из современных буддийских школ, представляющих амидаизм, Дзёдо-синсю). И хотя нет никаких исторических сведений об их происхождении из одного источника, однако можно говорить, что мы видим пример ритуальной практики, которая возникла независимо в разных религиозных традициях,  заметил Саид Исмагилов.

Также Саид Исмагилов по просьбе нашего корреспондента рассказал и о сути третьей составляющей созерцательной практики  самаа  слушание.

 Ислам  это очень аудиальная религия, в которой все строится не на визуальных образах, а на аудиальных. У мусульман нет традиции фокусировать свое внимание на чем-либо, как это существует у последователей иных вероучений. В Исламе большее значение придается тому, что воспринимается на слух: люди слушают чтение азана, слушают чтение Корана, слушают проповедь  и делают они это молча, с благоговением и богобоязненностью. Также мусульмане слушают и окружающую вселенную,  рассказал Саид Исмагилов,  Поэтому сочетание и чередование- уединения, упоминания Всевышнего Аллаха и слушания  и есть основные составляющие мусульманских духовных созерцательных практик.

Как рассказал Саид Исмагилов, во время конференции присутствующие пришли к выводу, что у Ислама и христианства в этом вопросе есть много общего:

 Практически в созерцательных духовных практиках теми же инструментами пользуется и христианство  молитвы, слушание, упоминание, уединение (с той разницей, что у христиан уединение приняло форму монашества и аскетизма). То есть, несмотря на то, что существуют и различия (каждый идет своим путем)- есть и много общего.

Справка:

Лоренс Фримен (англ. Laurence Freeman)  католический священник, монах-бенедиктинец лондонского аббатства Turvey, конгрегации Оливетанцев, директор «Международного общества христианской медитации» (англ. «The World Community for Christian Meditation», WCCM), ученик известного католического популяризатора созерцательной духовности  о. Джона Мейна OSB. В 1991 г., после одной из ежегодных конференций, посвященных наследию Джона Мейна, было зарегистрировано «Международное общество христианской медитации». В том же году в Лондоне открылся первый центр сообщества, духовное попечение над которым принял о. Лоренс. Вплоть до сегодняшнего дня он продолжает развивать медитативную традицию

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.