В нашей предыдущей статье «Ближневосточный визит Барака Обамы: ожидания и результаты» была определена главная цель ближневосточной политики президента США на ближайшую и среднесрочную перспективу. Как было сказано, «главной сверхзадачей президента было восстановление эффективной системы влияния США на нынешние трансформационные процессы в регионе в соответствии с новыми вызовами». Именно эту задачу реализовал Б. Обама во время своего визита на Ближний Восток 20-23 марта этого года.
После работы, которую провел американский президент, его команда сосредоточилась на нескольких основных направлениях своей работы с тем, чтобы закрепить результаты и итоги визита своего шефа в Ближневосточный регион и продолжить совершенствование и укрепление механизмов реализации стратегии национальных интересов США на Ближнем Востоке в условиях нынешнего этапа «Арабской весны».
Усилия американской дипломатии сегодня сосредоточены на таких направлениях:
- укрепление оси государств региона, которые являются главными союзниками США;
- наращивание усилий в присоединении к такой оси новых ближневосточных государств, имеющих стратегическое значение в регионе.
В реализации комплекса задач, связанных с первым направлением, Вашингтон планирует на период окончания весны и начало лета интенсифицировать свою ближневосточную дипломатию и пригласить в США практически один за другим лидеров Турции, Иордании и двух стран Залива — Катара и Объединенных Арабских Эмиратов. 16 мая Б. Обама будет приветствовать премьер-министра Турции Т.Р. Эрдогана. 26 апреля в Белый дом прибудет король Иордании Абдулла II. В этом же месяце Б. Обама встретится с Эмиром Катара Хамадом бин Халифом Аль-Тани и Наследным принцем ОАЭ Мохаммедом бин Заедом Аль-Нагайяном.
Во время переговоров с указанными лидерами ближневосточных стран будет обсуждаться широкий спектр вопросов. Как отмечал пресс-секретарь Белого Дома Дж. Керри, «ожидается широкий круг вопросов для обсуждения между президентом и этими лидерами, среди которых будет Сирия, включая итоги визита в Иорданию, Израиль и Палестину, более широкое развитие «Арабской весны»... Это будет отражать обязательства и интересы президента и нашу политику в регионе».
Важную роль в реализации указанных направлений ближневосточной политики США играет современная «челночная» дипломатия госсекретаря США Дж. Керри, который за короткое время уже трижды совершил поездки в Ближневосточный регион, в том числе последний визит, во время которого он совершил трехдневное турне в Турцию, Израиль и Палестину, а затем два дня работал в Лондоне, где состоялась встреча министров иностранных дел стран «Большой восьмерки».
Главными для Дж. Керри в Турции, Израиле и Палестине были две взаимосвязанные задачи — закрепление поворота турецко-израильских отношений к их полной нормализации и перезапуск ближневосточного мирного процесса. Во время своей совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Турции А. Давотоглу Дж. Керри заявил о нормализации отношений между Турцией и Израилем как двумя важнейшими стратегическими союзниками США: «Это делается не для Соединенных Штатов... Мы считаем, что это сотрудничество важно для стабильности на Ближнем Востоке, играет решающую роль для самого ближневосточного мирного процесса и мы желаем полного восстановления отношений».
Анализируя итоги своих переговоров с израильским и палестинским руководством, Дж. Керри отметил, что «каждый из лидеров, с кем я встречался, заверил меня, что приложит максимальные усилия для продвижения вперед», добавляя, что «делать это правильно — более важно, чем делать это быстро». Также американский госсекретарь заявил репортерам, что он имел «очень конструктивные переговоры» с израильскими и палестинскими лидерами. Дж. Керри привлек внимание к необходимости снятия барьеров для экономического прогресса Западного Побережья и улучшения жизненного уровня палестинцев. Он обсудил вопрос о необходимости приложения новых усилий для значительного привлечения инвестиций в частный сектор на территории Западного Берега, улучшения инвестиционного климата. Керри заявил журналистам о своих намерениях внедрять «качественно новую стратегию для окончания многолетней вражды между Израилем и Палестиной».
Оценивая результаты поездки государственного секретаря США Дж. Керри в Ближневосточный регион, американский президент Б. Обама сказал, что он поверил в существование «окна возможности» для сдвига с мертвой точки ближневосточного мирного процесса и возвращения Израиля и Палестины за стол переговоров.
После Ближнего Востока Дж. Керри прибыл в Лондон, где принял участие в рабочей встречи министров иностранных дел стран-членов «Большой восьмерки». Самым главным вопросом для обсуждения была проблема сирийского кризиса и меры «восьмерки» по его преодолению. Великобритания и Франция продолжили отстаивать свою позицию о необходимости преодоления Евросоюзом своего эмбарго на поставки оружия сирийской оппозиции. Дж. Керри и другие министры иностранных дел «Большой восьмерки» провели переговоры с членами Сирийской национальной коалиции, в том числе и оппозиционным премьер-министром Г.Хитто. Лидеры сирийской оппозиции вновь обратились с просьбой о поставках повстанцам оружия. Но информация о том, что сильная джигадистская группа — Фронт аль Нусра заявила о своем признании Аль-Каиды, углубило обеспокоенность западных стран относительно возможности попадания их оружия в «плохие руки». Это отразилось на позиции Дж. Керри, который оставил просьбу оппозиции без ответа. Он высказался о необходимости продолжения переговоров с Сирийской национальной коалицией во время встречи группы «Друзей Сирии» в Стамбуле 20 апреля.
Фактически одновременно со встречей министров иностранных дел «Большой восьмерки» в комитете по внешним отношениям Сената США состоялись напряженные дебаты о предоставлении военной помощи сирийской оппозиции. Сенатор Р.Кейси заявил, что США должны предоставить большую помощь. Дебаты закончились на том, что сенаторы согласились с необходимостью предоставления сирийской оппозиции большей помощи и поддержки, но в пределах формата «нелетальных» видов оснащения, медикаментов и т.д.
11 апреля Президент США выделил 10 млн. долларов США для предоставления первого шага в прямой помощи Соединенных Штатов сирийской оппозиции нелетальными средствами. Следующая фаза американской помощи будет состоять из бронежилетов, приборов ночного видения и другого снаряжения.
Работа государственного секретаря США Дж. Керри в последнее время по увеличению помощи сирийским повстанцам и усовершенствованию форм координации с Сирийской национальной коалицией и ее правительством, последние решения Президента США относительно начала прямой помощи США позволяют сделать вывод, что США разрабатывают планы включения постасадовской Сирии в систему своих союзников на Ближнем Востоке путем поддержки прежде умеренного крыла сирийской оппозиции и закрепления их доминирующей роли в оппозиционном движении.
Вячеслав Швед, ведущий научный сотрудник
Института экономики и международных отношений
НАН Украины , вице-президент
ВОО «Украинский центр исламоведения»