Активистки общественной организации
К прохожим на улицах города подходила облаченная в соответствии с предписаниями Ислама
— Нормальная… Она же верит и знает, что по Корану так положено… Предписания, наверное, такие у нее…
— Одной красиво, другой — некрасиво, … Ну, это мне все равно.
— Свои обряды, обычаи…
-Наверное, жарко, если темная одежда…
— Если бы я жила там [в странах мусульманского мира — ред.], я тоже такая была бы, — отвечали женщины разных возрастов.
Вопрос задали и мужчинам:
— Я нормально отношусь… Это обычай народа, так что же тут такого? — сказал один из опрошенных.
— Я знаю многих матушек в православной церкви, которые тоже ходят в таком же, поэтому я никогда не думаю плохого, — ответил еще один респондент, имея в виду одеяние, закрывающее тело. На уточняющий вопрос интервьюера — какая же,
— Отрицательной [реакции — ред] не бывает, — отвечали другие жители Днепра.
В обществе существует много стереотипов. Например, что платок женщина надевает не добровольно, что ее угнетают, заставляют это делать — поэтому еще одним вопросом, ответ на который должен был дать vox populi, был следующий: «Почему, на Ваш взгляд, мусульманка носит платок? Может, ее муж заставляет так делать?»
— Ничего не думаю — так ей нравится…
— Она — верующий человек, верующий до такой степени, что вживую надела платок…
— Обычай, наверное, у них такой… — отвечали жительницы города.
— Это их культура, ничего там такого [негативного — ред] нет…. Свои обряды, обычаи, — говорили мужчины. — Я
«Если бы, например, в моду вошли платки или косынки, вы бы надевали?» — был задан еще один вопрос женщинам:
— Ну, — несколько замешкалась с ответом одна из девушек, — Я летом хожу, если солнце, с покрытой головой…
— Нет, я бы не хотела, — ответила другая, несколько странно обосновав свою позицию тем, что она православная.
Отметим, что этот опрос изначально не претендовал на статус серьезного социологического исследования. Да и для чистоты эксперимента можно было бы параллельно проводить такой же, при этом интервьюер не должен был бы раскрывать свою религиозную принадлежность, ведь вопросы, заданные мусульманкой и касающиеся мусульманок, заставляли опрашиваемых просто из вежливости, чувства такта отвечать либо нейтрально, либо так, как (с их точки зрения) хотел бы услышать журналист. Однако согласимся с тем, что если бы имела место негативная настроенность по отношению к последователям Ислама, никакие соображения такта и вежливости не воспрепятствовали бы их проявлению. Таким образом, проведенный опрос, несмотря ни на что, может констатировать достаточный уровень толерантности и веротерпимости среди опрошенных.
Видео размещено на странице Исламского культурного центра г. Днепр в социальной сети Facebook.