В 2020 году, как и в последние двадцать лет, в Украине проводится 27 BookForum. Но из-за пандемии COVID-19 это самое масштабное культурное событие происходило онлайн.
В этом году в насыщенной программе 27 BookForum было предусмотрено и обсуждение таких тем, как ислам в Восточной Европе, депортация крымских татар, замещение населения, геноцид в Сребренице, литература сквозь границы и тому подобное.
При участии украинских мусульман проводились «круглые столы» и дискуссии — в частности обсуждался вопрос о возможности осуществления украинскими журналистами своей профессиональной деятельности на оккупированных территориях.
Состоялся также посвященный ключевому поэту Крымского ханства Ашику Умеру разговор-презентация.
В рамках мероприятия проведен правозащитный писательский марафон «Письма из-за решетки» и другие мероприятия.
20 сентября 2020 года состоялось обсуждение такой болезненной для украинцев темы, как Россия, незаконно захватившая украинский полуостров, которая вопреки международному законодательству замещает население оккупированного Крыма.
В мероприятии «Ими здесь не пахло: как замещают население» приняли участие украинский крымскотатарский политик и общественный деятель, действующий депутат VIII созыва, глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров; первая заместитель министра иностранных дел Украины, глава Национальной комиссии Украины по делам ЮНЕСКО Эмине Джапарова; Украинская крымскотатарская правозащитница, соучредитель общественной организации «Крым SOS», заместитель Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым Тамила Ташева; глава правления Крымской правозащитной группы Crimean Human Rights Group Ольга Скрипник; заместитель генерального директора Украинского института, журналист, правозащитник и менеджер образовательно-культурных проектов, соучредитель ОО «Крым SOS» и ОО «Крымский Дом», координатор украинского-крымскотатарского литературного конкурса и фестиваля «Крымский Инжир», куратор крымской площадки на BookForum Lviv, докладчик адвокационных миссий в международных институтах по ситуации в Крыму Алим Алиев, который и модерировал мероприятие.
Первый вопрос ведущий задал Рефату Чубарову, но не как политику, а как человеку, имеющему высшее историческое образование.
Вопрос касался процесса вытеснения местного — титульного населения оккупированного полуострова и замещения его людьми, привезенными оккупантами с территории России.
Алим Алиев отметил, что такой процесс происходит уже не первый раз, вспомнив трагические страницы истории Кырымлы — первую оккупацию Крыма в период царствования Екатерины II в, сталинскую депортацию крымских татар 1944 года времен царата советов, нынешние события в Крыму.
«Я не думаю, что сейчас надо углубляться в сущность имперской политики России, которая веками расширяла свои границы за счет завоевания чужих территорий. Но на каждой территории Российская империя реализовывала политику абсолютного тотального подавления местного населения. Были особенности, в некоторых регионах была максимальная русификация и принудительный перевод [последователей традиционных для этих территорий вероисповеданий] в христианскую, православную религию, на некоторых территориях это было уничтожение местного населения. Что касается Крымского ханства, Крыма, то вы абсолютно правы: с момента первой аннексии Крыма российской империей (состоялась в 1983 году) суть российской политики в отношении Крыма определялась буквально одним предложением: «Крым — без крымских татар». И такое явление, как массовые — и я здесь подчеркиваю — вынужденные — эмиграции из Крыма начались именно с 1783 года, — сказал Рефат Чубаров, отметив, что эта тема хорошо изучена — в частности и российскими историками, начиная с ученых XIX — начала ХХ века. — Могу сказать одно: самое больше вынужденное вытеснения крымских татар из Крыма происходило с середины и до конца XIX века — здесь и Крымская война, когда Российская империя обвинила в своем поражении крымских татар и это привело к усилению репрессий против крымских татар — в конце XIX века эмигрировало около 200000, в середине XIX века после Крымской войны — 170 000. Каковы же были основные факторы (так как никто просто так не покидает свою родную землю, если там созданы хоть какие-то приемлемые условия!) — здесь первое: колониальная администрация начала массово забирать земли крымских татар (можете проводить параллели с настоящим) <...> Второе — это воинская повинность <...> для крымских татар и радикальный слом обычаев, традиций, религии».
Рефат Чубаров отметил, что за все время, когда Крым входил в состав Российской империи, и местная колониальная администрация, и власть С.-Петербурга всячески способствовали вытеснению крымских татар с полуострова, и в доказательство этого утверждения сослался на существующие документы тех времен.
Также, говоря о первой оккупации Крыма Россией, Рефат Чубаров подчеркнул, что с начала захвата полуострова и до распада империи в 20-х годах прошлого века вынужденная эмиграция крымских татар с полуострова не прекращалась ни на день.
Вспомнил Рефат-агъа и о «разрушительных ударах по крымскотатарскому народу» — голоде 1920-23 гг., когда, только по официальным данным уже советской историографии, погибло более 80 000 крымских татар, — и о социальных катастрофах в ХХ веке — депортация 1944 года и нынешняя оккупация, которые, по словам Рефата Чубарова, «якобы довели до полной реализации мечту российских империалистов «Крым без крымских татар» — особенно во времена Сталина, когда россиянам удалось это действительно осуществить почти на полвека.
Что касается нынешней ситуации и вопроса о количестве крымских татар, которые вынужденно покинули территорию во время второй оккупации, то есть после 2014 года, причин и прогнозов развития ситуации, мнения по этому поводу других участников беседы, то смотрите видеозапись события, которая доступна по ссылке.