В среду, 12 октября, в
Издание, которое легко помещается в кармане кителя, рассказывает об основах капелланского служения, особенностях военного духовенства, их миссии на войне. Оно рассчитано на широкий круг читателей, но особенно полезным станет для волонтеров и бойцов, которые чаще всего сотрудничают с капелланами.
О крайней необходимости такого практического пособия во время презентации говорили профессор Института философии им.
На презентацию были приглашены капелланы, представляющие различные конфессии, в том числе и муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» шейх Саид Исмагилов. Отвечая на вопрос авторов — нет ли, случайно,
— Никаких замечаний нет. Мне понравилось, что в брошюре предоставляются определенные рекомендации, описывается структура капелланства в разных странах, даже указаны адреса религиозных организаций, с которыми можно связываться при необходимости. Что касается непосредственно мусульманского капелланства, то это феномен для нашего государства. Я не знаю, как в других духовных управлениях, но в подавляющем большинстве мусульманских объединений страны не было никаких капелланских структур.
Как отметил муфтий, те вызовы, которые стоят перед страной, требуют новых институтов, новых организаций, нового подхода к деятельности священнослужителей.
— Тогда мы создали и зарегистрировали как религиозную организацию Управление военного капелланства и обратились в Минобороны и Генеральный штаб, чтобы нам дали разрешение работать в зоне АТО — и, слава Богу, его предоставили. Но и до этого мы выезжали и общались в армии с мусульманами там, где командиры это позволяли.
Саид Исмагилов отметил, что среди военных в добробатах и ВСУ сейчас служит несколько сотен мусульман:
— Они всё время обращались к нам через христианских капелланов — и вот наш брат, отец Валентин Сировецкий (пусть Господь будет милостив к нему!), а также Константин Холодов, Пётр Пустельник с
Муфтий ДУМУ «Умма» отметил, что это очень важно, потому что люди сначала иногда упрекали, мол, как Вам не стыдно — почему к христианам приезжают, а к мусульманам — нет:
— Солдаты — люди прямые и называют вещи своими именами — мол, почему вы там сидите на мирной территории в своих мечетях и не едете на фронт к своим братьям, которые вас защищают. Боже, как мне было стыдно — потому что я приехал, а мне эти военные, уже длительное время пребывающие на службе, в глаза это говорят — ты не нашел времени… Но до сих пор на государственном уровне не принят соответствующий закон, регламентирующий деятельность капелланов, и не всегда визит капеллана той или иной конфессии можно согласовать с командованием… Сейчас этот вопрос сдвинулся с мёртвой точки, и мы можем посещать своих братьев.
В армии, как отметил шейх, не может быть религиозной конкуренции.
— Армия — это место, где все должны поддерживать друг друга. Там не должно быть обращения в свою церковь, в свою религию. Там мы все вместе, все мы — братья. Другое дело — знать принципы и каноны религии другого, потому что к капеллану как к священнослужителю может подойти последователь другой церкви или вероучения — просто потому, что рядом нет другого. Когда мы иногда приезжали в определенные части, приходили и христиане посоветоваться, задать вопрос, просто послушать. Это нормально, это хорошая практика, люди должны лучше понимать мировоззренческие позиции друг друга. Поэтому я надеюсь, что институт капелланства, наше братство между всеми украинцами различных религий и конфессий будет крепким и мы сможем активно помогать армии и освободим наконец наши оккупированные территории.
Известный украинский религиовед, переводчик смыслов Корана на украинский язык Михаил Якубович, тоже присутствовавший на презентации, подарил авторам брошюры свою книгу «Ислам в Украине».