В помещении богословской академии на территории Михайловского Златоверхого монастыря 8 сентября 2020 года состоялось второе совещание военных капелланов с участием народных депутатов Украины, представителей Вооруженных сил Украины, Национальной гвардии и Пограничных войск, на которой обсуждались вопросы духовно-религиозного содержания в Вооруженных силах Украины; совершенствования капелланского служения и межрелигиозного взаимодействия капелланов разных конфессий и религий.
Во время конференции в обсуждении Концепции духовно-религиозного содержания в Вооруженных Силах Украины приняли участие имамы-капелланы — представители Управления военного капелланства мусульман Украины — в частности, лидер украинских последователей ислама муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» шейх Саид Исмагилов и имам мечети Исламского культурного центра г. Харьков Евгений Глущенко.
В проекте Концепции, которая стала одним из вопросов повестки дня, предлагается четко определить терминологию — в том числе самого понятия «духовно-религиозное обеспечение», которое описывается как система мероприятий, направленных на обеспечение права каждого военнослужащего на свободу мировоззрения и вероисповедания и духовно-религиозную поддержку (на основании ст. 35 Конституции Украины); определяется цель духовно-религиозного содержания как формирование, поддержание и восстановление у личного состава ВСУ соответствующего нравственно-духовного состояния.
Также в Концепции прописаны принципы, по которым осуществляется духовно-религиозное обеспечения, в частности такие: конституционное право каждого военнослужащего на свободу вероисповедания; добровольное участие в богослужениях и религиозных обрядах; равенство представителей всех религий и вероучений в праве на удовлетворение их духовно-религиозных потребностей; уважение к верующим и священнослужителям (капелланам) всех церквей и религиозных организаций, а также недопущения проявлений прозелитизма.
Кроме того, прописано направления работы (непосредственно пастырское попечение, религиозно-просветительская и социально-благотворительная деятельность; консультирование командования по религиозным вопросам и т.д.); способы ведения капелланского служения; описана система взаимоотношений между капелланами, капелланской службой и командованием и т.п.
Кроме проекта Концепции, на совещании обсуждалась и проблема не существующего на законодательном уровне урегулирования и закрепления на правовой основе капелланского служения.
Говорили и о необходимости урегулирования вопроса социальной защиты и здравоохранения капелланов, которые предоставляют пасторскую опеку военнослужащим Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований в районе осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях.
Поэтому по сей день капелланы, подвергшиеся ранениям, контузии, увечьям, или семьи капелланов, погибших во время пребывания в этом районе в связи с выполнением функций капеллана или умершие от полученных в зоне ООС ранений, никак не защищены.
Напомним, что в мае 2019 года Комитет по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады Украины, подчеркивая необходимость закрепления правовых основ по обеспечению реализации конституционного права военнослужащих Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований на свободу мировоззрения и вероисповедания путем законодательного урегулирования получения военнослужащими услуг по душпастерськой опеки, рассмотрел законопроекты по урегулированию капелланской деятельности в Вооруженных Силах Украины и других образованных в соответствии с законами Украины воинских формированиях № 10279, которые внесены Президентом Украины и определены им как неотложные для внеочередного рассмотрения Верховной Радой Украины, о военном капеланстве № 10244 и о военном капеланстве № 10244-1.
Члены Комитета по результатам обсуждения приняли решение рекомендовать Верховной Раде принять за основу законопроект № 10279, а законопроекты № 10244 и № 10244-1 — отклонить. Впрочем, и рекомендованный тогда законопроект (довольно несовершенный с точки зрения социальной защиты самых капелланов) до сих пор не получил статус закона — поэтому было принято решение предложить законодательному органу подготовленный самим капелланским сообществом законопроект с целью дальнейшего обсуждения и принятия соответствующего закона, необходимость в котором с каждым годом становится все более очевидной, и отсутствие которого на седьмом году войны — недопустима.
Военные капелланы (представители разных церквей и религиозных организаций, которые предоставляют пасторскую опеку и всячески поддерживают, помогают защитникам Украины — последователям различных религий, которые сейчас защищают независимость и территориальную неприкосновенность нашей страны на фронте, охраняют границы и обеспечивают обороноспособность в тылу) во время мероприятия делились опытом своего служения, говорили о взаимодействии и взаимопомощи между капелланами, принадлежащих к различным религиозным течениям, а также о необходимости усиления такого сотрудничества; обсуждали и другие существующие проблемные вопросы взаимодействия и коммуникации капелланов с руководством вооруженных сил; особенности работы в нынешней эпидситуации.
Заметим, что к началу российско-украинской войны на Востоке в нашей стране не существовало официального института военного капелланства. Однако священнослужители различных конфессий и деноминаций работали среди военнослужащих на волонтерских началах.
После начала войны, начиная с весны 2014 года, десятки, а затем сотни священнослужителей и пастырей по собственной инициативе начали ехать в зону АТО и таким образом пытаться поддержать украинских военных в условиях активных боевых действий. Так началось добровольческое капелланское движение, которое вылилось в существование ряда капелланских образований — в том числе Управления военного капелланства мусульман Украины.
Основной задачей капелланов, в том числе имамов-капелланов, стало удовлетворение духовно-религиозных потребностей воинов, пастырское попечение, психологическая, гуманитарная поддержка украинских военнослужащих, которые осуществляли боевые задачи в зоне АТО.
Первый мусульманин во время войны на Востоке Украины погиб в начале мая 2014 года. Это был солдат, который защищал Украину в составе батальона «Айдар».
Позвонили из воинской части: «Погиб мусульманин. Надо, чтобы приехал мусульманский священник и выполнил все обряды, в соответствии с религиозной традицией ислама». Тогда стало понятно, что нельзя ограничиться только наличием имамов в мечетях, которые будут далеко от линии фронта, далеко от верующих, которые защищают Родину. Возникла необходимость создать Управление военного капелланства мусульман Украины, которому поручили заниматься последователями ислама, находящимися в рядах Вооруженных Сил Украины, в Национальной Гвардии, в добровольческих батальонах, в Государственной пограничной службе. И на этом пути было создано Управление военного капелланства мусульман Украины, главой которого был назначен Мурад (Сергей) Путилин.
О деятельности имамов-капелланов, которые за эти годы помогли и послужили украинскому солдату в окопах и на поле боя, упомянуто в книге «Капелланы. На службе Богу и Украине», изданной в 2020 году Украинским институтом национальной памяти.
Напомним, что в этом году во время Пятого Конгресса капелланов Украины нескольких капелланов по представлению ОО «Украинское капеланство» были награждены отличием «За служение Украине».
Среди награжденных — имамы-капелланы Военного капелланства мусульман Украины — муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма», имам-капеллан Саид Исмагилов, руководитель Управления военного капелланства мусульман Украины Сергей (Мурад) Путилин и имам Евгений Глущенко.