Исламские финансы: Принципы и современные тенденции

1
В условиях усиления взаимозависимости стран, исламские финансы будут играть все возрастающую роль в мировой экономической системе
26.05.2010
Оцените статью: 
(455 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Для того, чтобы понять, как работают исламские банки, необходимо раскрыть такие два понятия, как мудараба и мушарака, которые, в сущности, являются одними из способов организации предприятий в Исламе.

(Продолжение. Начало – см. ссылки на тему)

Мудараба означает соглашение между двумя или более сторонами, в котором одна из сторон предоставляет капитал другой для осуществления производственной деятельности с последующим разделением прибыли в заранее оговоренной пропорции (модель участия в прибылях). Несмотря на то, что все риски, связанные с возможными убытками или банкротством несет владелец капитала, его участие в управлении фирмой минимально. В случае убыточной деятельности потери предпринимателя выражаются только в затраченном времени и труде, тем не менее, он может быть привлечен к ответственности, если будет доказано, что убытки возникли вследствие его некомпетентности, небрежности или умышленных действий. Фактически, сторона, предоставившая капитал, является собственником предприятия, в то время как другая - его управляющим.

Мушарака базируется на модели участия в прибылях и убытках, в которой две или более сторон объединяют свои финансовые ресурсы. В то время как прибыль может делиться в любом заранее установленном соотношении, убытки распределяются в зависимости от доли в уставном фонде предприятия. Между тем, если был вложен равный капитал, то и участие происходит на основе равного распределения. Кроме того, каждая сторона имеет право на участие в управлении, но в большинстве случаев выбирается менеджер, который и руководит хозяйственной деятельностью. Нетрудно заметить, что, по некоторым характеристикам, эта организационная форма весьма сходна с хозяйственными обществами.

Именно эти два механизма считаются наиболее приемлемыми инструментами организации работы исламского банка. По сути, исламские банки представляют собой двухуровневую мударабу, в которой вкладчики являются владельцами капитала для банка, а банк - владельцем капитала для заемщиков. Но поскольку потребности заемщиков могут быть различны, то банк использует разные схемы финансирования, в том числе и мушарака.

В то же время участие в прибыли обусловливает необходимость постоянного контроля над деятельностью кредитуемых субъектов, так как чрезвычайно высок риск сокрытия реальных доходов. Поэтому большинство исламских финансовых учреждений предпочитает применять финансирование торговли (мурабаха), заключающееся в том, что банк покупает у третьего лица реальный товар по поручению клиента, который затем выкупает его по цене с надбавкой банка, как правило, в рассрочку (50-80% в структуре активных операций). Широко распространен лизинг (иджара) - 5-9%. Среди других услуг наиболее популярны салям, истисна, кард хасан.

Салям - договор покупки наличным платежом с отсроченной поставкой. Заемщик, получая средства от банка, обязуется поставить к определенной дате товар, который банк впоследствии может перепродать в соответствии с другими контрактами. Качество и способы измерения такого товара должны быть общеизвестными и соответствовать аналогичным товарам, уже находящимся в продаже.

Истисна применяется в промышленности и строительстве и означает контракт с рассрочкой или отсрочкой платежа, по которому банк, выполняя заказ клиента, оплачивает услуги производителя товара, обязующегося предоставить четко оговоренный товар к определенной дате.

Кард хасан - беспроцентная ссуда, которая не подразумевает никакого вознаграждения и, прежде всего, представляет собой форму благотворительности со стороны исламского финансового института.

Обычно в исламском банке существует два типа вкладов. Инвестиционные депозиты могут открываться на фиксированный или неограниченный период времени без гарантии возврата и подразумевают согласие со стороны вкладчиков участвовать в солидарном разделении прибыли и убытков. Вторым видом являются депозиты до востребования, возврат которых гарантируется, но на которые прибыль не начисляется. Также могут существовать обычные текущие счета, которые аналогичны тем, что используются юридическими и физическими лицами в традиционных банках для осуществления повседневных операций.

Очевидно, что в исламских банках критерием для выдачи кредита становится эффективность финансируемых программ, а не кредитоспособность заемщика. Это дает возможность реализации различных инновационных проектов даже для небольших предприятий.

Основное отличие исламского страхования (такафула) от традиционного заключается в определении рисков и управлении фондами, причем целью является, прежде всего, не получение прибыли, а равное разделение рисков на основе взаимопомощи. Схема исламского страхования представляет собой формирование однородных групп (пулов) в зависимости от характера рисков, внутри которых происходит оценка их стоимости с последующим ее разделением между участниками в виде взносов. Страховщик (такафул-оператор) может использовать страховые фонды с целью инвестирования в сферы, не противоречащие шариату, разделяя полученную прибыль между страхователями (участниками). Важно то, что в конце отчетного периода излишек страховых взносов возвращается держателям полиса, а не становится собственностью страховой компании.

Началом современного исламского банковского дела считается основание в 1975 году Dubai Islamic Bank (ОАЭ) с капиталом в 12,6 млн. долл. США. Примером многостороннего сотрудничества на государственном уровне в сфере исламского банковского дела служит создание также в 1975 году Исламского Банка Развития в Саудовской Аравии в рамках ОИК. В 1977 году в Египте и Судане были открыты банки Faisal Islamic Bank, а 1978 - в Кувейте появился Kuwait Finance House.

В конце 2008 года насчитывалось свыше 600 исламских финансовых учреждений в более 60 странах (включая немусульманские страны - Великобританию, США, Францию, Швейцарию, Сингапур, Австралию и другие). Их совокупные активы превышают 700 млрд. долларов США и ежегодно возрастают в среднем на 15-20%. Доля неблагополучных кредитов в общем объеме финансирования исламских банков составляет 0,9%, в то время как для традиционных банков этот показатель достигает 7,5%. В некоторых странах исламские банки уже аккумулируют до трети финансовых средств, что позволяет говорить о формировании дуалистической финансовой системы. Многие традиционные банки имеют в своем составе отделы по предоставлению исламских услуг или дочерние исламские банки: HSBC, Citigroup, Deutsche Bank, UBS, BNP Paribas, Societe Generale и т.д. Немаловажен тот факт, что немусульманское население может пользоваться услугами исламских банков. Например, в Малайзии значительную группу их клиентов составляет китайская диаспора.

Еще одним важным инструментом, разработанным в рамках исламских финансов, являются исламские облигации - сукук. Фактически, с точки зрения западной экономической теории, исламская облигация - это облигация, подкрепленная повышенной ликвидностью конкретных активов. Приобретатели сукук имеют подтвержденное сертификатом право собственности на долю активов предприятия, которые были сформированы за счет полученных от размещения облигаций средств, и право участия в его прибыли (риске). Обратный выкуп этих сертификатов производится в конце срока обращения облигаций и сопровождается формальной процедурой ликвидации партнерства путем выкупа соответствующей доли активов. Бенефициаром или эмитентом исламских облигаций могут быть не только производственные компании и банки, имеющие конкретные доходные активы. Нередки случаи выпуска суверенных облигаций (Бахрейн, ОАЭ, Малайзия, Катар, Пакистан).

Чаще всего эмитентами сукук используется структура выпуска облигаций, в основе которой лежит ряд юридических контрактов на куплю, продажу и лизинг конкретных производственных или иных активов. Исламские облигации, связанные с иджарой, составляют половину выпуска всех сукук в мире. Тем не менее, единых рыночных стандартов пока нет, и каждый отдельный выпуск сукук имеет уникальную сложную юридическую структуру, что требует со стороны инвесторов тщательного и дорогостоящего анализа рисков, и затрудняет процесс принятия ими решений. Кроме того, в большинстве случаев исламские облигации предоставляют право получения фиксированных регулярных платежей части прибыли от деятельности партнерства, что вызывает многочисленную критику со стороны мусульманских правоведов, отмечающих сходство данного аспекта с процентными платежами. Соответственно возникает риск возможности отзыва решения шариатского совета об одобрении структуры выпуска или выпуск конфликтующего решения другим шариатским советом.

Неопределенности, связанные с выпуском исламских облигаций, привели к тому, что они оказались наиболее уязвимым к глобальному кризису элементом исламской экономики. В 2008 году их выпуск сократился на 66,2%, составив 15,77 млрд. долл. США, в то время как до 2007 года этот показатель достиг 46,65 млрд. долл. США.

Однако, несмотря на проблемы развития, конкуренцию и недостаточный опыт, исламская финансовая система обладает серьезными перспективами роста. Высокий уровень ресурсообеспеченности, значительный финансовый потенциал исламского мира, а также повышенное внимание мировой общественности, обусловленное устойчивостью исламских банков и страховых компаний к нынешнему глобальному кризису, являются надежной основой реализации данной экономической модели. Одним из примечательных фактов признания исламских финансов на Западе стала публикация в марте 2009 года в официальной газете Ватикана L’Osservatore Romano статьи под названием «Исламские финансы: предложения и идеи Западу в условиях кризиса». В этой работе Л. Наполеони и К. Сегре выдвигают предположение о том, что исламские финансы могут ослабить кризисные явления на различных рынках и в мировой финансовой системе в целом, а также обращают внимание на важность отмены ссудного процента и неспекулятивный характер исламских облигаций. Кроме того, авторы отмечают, что в условиях кризиса банки могут взять в пример исламские финансовые учреждения при формировании новых правил для Западного мира.

Следовательно, в условиях усиления взаимозависимости стран, исламские финансы будут играть все возрастающую роль в мировой экономической системе.

Сейдали КУРТМОЛЛАЕВ

По материалам «Полуостров»

Ссылки на тему:

Ссудный процент вчера и сегодня

Что отличает исламскую экономику от всех других?

Исламская экономика как альтернатива капитализму и социализму

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.