Мусульманские художницы решают проблемы общества с помощью карикатур

1
Омайя Джоха – хорошо известная на Ближнем Востоке карикатуристка, которая стала первой палестинской и арабской женщиной, получившей признание как автор политических карикатур.
13.01.2010
Оцените статью: 
(322 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Социальная и политическая карикатура стала еще одной из сфер проявления талантов мусульманских женщин. Эта история о двух мусульманках, которые, живя в разных странах – Пакистане и Палестине – и занимая различное социальное положение, разделяют одно и то же увлечение художественным творчеством.

С известной долей уверенности можно предположить, что на Западе мало кто знает о творчестве мусульманских женщин – стараниями западных СМИ у большинства сложился мрачный стереотип, что мусульманки порабощены мужчинами, и их роль сводится к воспитанию детей и ведению хозяйства.

Навязывание подобных представлений выгодно Западу, поскольку помогает оправдать политическую агрессию и вмешательство в ряд мусульманских стран. И хотя не всегда западные журналисты ошибаются, они редко утруждают себя поисками новых сюжетов на мусульманскую тему.

Омайя Джоха – хорошо известная на Ближнем Востоке карикатуристка, которая стала первой палестинской и арабской женщиной, получившей признание как автор политических карикатур. Художница работает в ежедневной газете и при этом является хозяйкой компании Joha Toon, которая занимается созданием мультипликационных фильмов.

Джоха родилась в Газе 2 февраля 1972 года. В 1995 году с отличием окончила математический факультет египетского университета Аль-Азхар, является членом палестинской Ассамблеи изящных искусств Наджи Аль-Али, автором сорока тысяч политических карикатур. Художница придумала собственный персонаж по имени Хантал – это босоногий палестинский ребенок, который обычно появляется, чтобы посмотреть, что происходит, и поэтому всегда поворачивается к зрителю спиной. В 2001 году за свои карикатуры Джоха получила премию арабских журналистов, победив в чисто «мужской» номинации.

Другая мусульманка, занимающаяся карикатурой – жительница Пакистана Нигар Назар. Свою точку зрения на различные стороны и явления жизни, начиная от мужского шовинизма до терроризма, она выражает с помощью придуманного ею персонажа – девушки по имени Гоги, прототипом которого является современная пакистанская женщина, такая какой ее видит художница – веселая и смелая.

Палестинская карикатуристка Омайя Джоха предпочитает не ограничивать себя одним персонажем, чтобы выразить свой взгляд на израильскую оккупацию, которая не делает различий между женщинами, мужчинами и детьми. Джоха сама является жертвой агрессии «Израиля», который разрушил ее город и убил обоих мужей: первый муж был застрелен израильскими солдатами, второй – умер, не получив своевременной медицинской помощи в условиях блокады.

Каждый созданный ею рисунок пронизан чувством глубокой печали, и это неудивительно, ведь ее персонажи – беженцы, угнетаемые палестинцы, заключенные. Во всех работах художницы сквозит отчаяние и немой укор лицемерию мира, который остается глух к страданиям палестинцев. Выражая свое возмущение молчанием западного сообщества, художница упрекает и арабскую политическую элиту, допускающую эти страдания.

Работы Назар, напротив, созданы с юмором, с каким женщина может относиться к проблемам «мужского» общества, в котором она ищет социальной справедливости. Ее страна не знает бед оккупации, зато страдает от другого рода проблем, например безграмотности, радикализации молодежи.

В своих работах Назар пытается добиться развития общества, воюя с невежеством, в котором художница видит «внутреннего врага» социального прогресса, тогда как Джоха показывает боль и добивается политической свободы от израильской оккупации, которая является «внешним врагом».

Назар живет в Исламабаде, некоторое время работала в США, в колледже штата Колорадо, пытаясь помочь американцам расширить их одномерное восприятие исламского общества и культуры. В отличие от нее Джоха родилась в условиях оккупации и из-за израильской блокады никогда не имела возможности побывать на Западе.

Конечно, художнице хотелось бы поделиться опытом и поучиться самой у зарубежных коллег, но ей приходится отклонять большинство приглашений, даже несмотря на свою репутацию самой лучшей женщины-карикатуристки на Ближнем Востоке.

В детстве Назар несколько лет прожила в Америке, где ее отец работал в дипломатической службе. Ее героиня Гоги была создана для юмористической рубрики пакистанской газеты Sun в 1970 году, когда Назар было 22. Примерно в то же время она нарисовала мультфильм для телевидения Карачи. Позднее художница работала фрилансером в ежемесячном издании Herald и в 1975 г. опубликовала первую книгу рисунков с Гоги.

Джоха начала карьеру с работы учительницы и только спустя три года нашла свое призвание. С 1979 г. она работала в издании Alrisalah, в 1999-2002 гг. была сотрудником газеты «Алькудс», а с 2002 работает в газете Alhayat Al-Jadeeda и катарской Al-Raya.

Персонаж Назар отражает тонкий юмор автора, хотя некоторые могут неправильно трактовать отдельные его проявления, особенно когда речь идет о критике пакистанских культурных традиций. Когда-то в одной из своих карикатур художница показала, что чадра имеет свои преимущества, например, дает возможность прятаться от кредиторов.

Этот намек на бедность пакистанского общества и тот факт, что многие ее соотечественники с ног до головы опутаны долгами, может быть истолкован как критику или неуважение к традиционной одежде пакистанских женщин, которые носят хиджаб, также как и в большинстве других мусульманских стран. В другой карикатуре Гоги затронула различную реакцию пакистанских мужчин на рождение сына и дочери. Сама художница говорит, что из-за этого редактора пакистанских газет не всегда воспринимают Гоги, образ которой является «рупором» современной горожанки.

В отличие от работ Джоха, карикатуры Назар не имеют яркого политического посыла. «Я не делаю политических карикатур, пока как следует не разозлюсь. А потом их не печатают», говорит Назар. Таким образом, не понятно, почему она работает в жанре социальной карикатуры: потому что не слишком зла, или потому что боится, что ее рисунки не опубликуют.

В свою очередь, в жизни Джоха было довольно много печальных событий. Ее первый муж Рами Хадер Саад был участником военного крыла ХАМАСа – Бригад «Изз ад-Дин аль-Кассам» и погиб в 2003 г. Второй муж – Ваэл Окаилан – умер из-за израильской блокады в мае 2009 года: взрывом он был ранен в живот, но не мог выехать из Сектора Газа, чтобы получить надлежащее лечение.

Личные утраты художницы и трудная жизнь ее народа отражаются в ее творчестве, которое имеет острый политический характер, тогда как Назар затрагивает широкий круг социальных проблем: от сексуального домогательства до равных возможностей при получении образования.

Из-за высокого уровня безграмотности в Пакистане Назар считает, что карикатура – удачный способ донести свое послание до как можно большего числа людей. С помощью Гоги Назар затрагивает такие проблемы как заболеваемость СПИД, договорные браки, домашнее насилие, коррупция, межконфессиональные распри, вопросы здравоохранения (по заказу ЮНИСЕФ художница выпустила серию работ, посвященных санитарно-гигиеническим проблемам). Она пишет и оформляет детские книги на экологические темы, например «Мусорный монстр» («The Garbage Monster»), расписывает стены больниц и иллюстрирует комиксы, в которых объясняет, что детей могут вербовать организаторы терактов.

В своих работах Джоха часто использует такой символ как ключ: он появляется как напоминание о том, что палестинские беженцы надеются вернуться в свои дома, откуда их выгнали сионисты в 1948 г. В других рисунках присутствует голубь мира, а также образ матери с ребенком.

За годы израильской политики экспансии и конфискации палестинских земель территория Палестины уменьшилась во много раз, и художница тоже говорит об этой беде, также как и о судьбах 11 тысяч палестинцев, заключенных в израильских тюрьмах. Каждый четвертый палестинец был арестован хотя бы раз в жизни – это самый высокий показатель во всем мире.

С помощью рисунка обе женщины много говорят о своей стране и культуре – иногда громче, чем это могут сделать исторические книги. А, учитывая, что они выбрали для себя специальность, в которой традиционно доминируют мужчины, обе мусульманки делают очень важное дело, будучи посланницами всех пакистанских и палестинских женщин, взывающих о решении их проблем.

По материалам «Ислам для всех»

Ссылки на тему:

Новости

Молодая мусульманка достигла невероятных успехов в науке

Первые женщины в парламенте Кувейта

В Палестине появились женщины-судьи

В состав кабмина Саудовской Аравии впервые вошла женщина

Женский прорыв в странах Залива

На самом деле не шариат является проблемой для афганских женщин

Статьи

Первая леди Сирии: “В исламском обществе нет брошенных сирот и оставленных на произвол судьбы женщин”

Имам и имама. Женский вопрос как орудие борьбы против Ислама

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.