Положение современной мусульманки. Как мы можем его исправить?

Положение современной мусульманки. Как мы можем его исправить?
22.03.2010
Оцените статью: 
(98 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Перемены, произошедшие в XX в., принесли мусульманкам поистине суровые испытания. Они попадали под перекрестный огонь на всех направлениях. В конфликте западной и исламской культур или в гражданских войнах между секуляристами и сторонниками исламского пути мусульманки принимали на себя часть тех тяжелых испытаний, которые приносили эти конфликты. Они либо теряли своих сыновей и мужей на полях сражений, либо теряли собственное достоинство и свободу в общественной жизни.

Трагедия и ирония – вот два главенствующих мотива, сопровождающих их существование. Временами они становятся жертвами тех, кто стремится защитить их, а иногда их угнетают те, кто стремиться их освободить.

Даже когда речь заходит об исторических процессах, мусульманки оказываются в самом центре схватки между империализмом современности и непримиримостью традиций.

В Афганистане «талибанизация» Ислама имела множество последствий. Некоторые из них были позитивными, как например восстановление хотя бы минимальной стабильности в разоренном войной регионе. Но многие из них были сугубо негативными, в особенности нарушение гражданских прав и свобод женщин. Во имя Ислама, той религии, которая берет начало от момента, когда Бог сказал человеку: «Читай» (а первое слово, открытое в Коране Пророку Мухаммаду (мир ему) было «Икра» - читай), Талибан постоянно стремился лишить женщин образования, являющегося самой сутью эмансипации.

С другой стороны, в Турции для защиты гражданского общества от так называемого «религиозного дурмана», секуляристы полицейскими дубинками выгоняют мусульманок из школ и университетов. Во Франции, той стране, где родилось современное понимание свободы в ходе великой революции, там, откуда приходит новая мода на одежду для всего мира, политики не дают девушкам в хиджабе учиться из-за претензий к покрою их платков.

Так на Западе и Востоке, в светском или религиозном обществах, все силы твердо намерены препятствовать подлинной эмансипации мусульманок.

Мы живем в таком мире, где все вещи в высшей степени взаимосвязаны. Когда мусульмане пытаются преодолеть последствия колониализма, их общества требуют политических и социальных перемен. Но из-за того, что перемены на Востоке поставят под удар гегемонию Запада, любые попытки ее нарушить превращаются в политическую угрозу.

Запад противится политическим инициативам на Востоке, будь то исламский проект или социализм. Социальные инициативы с Запада, феминизм или либерализм, угрожают политике Востока и в свою очередь им отвергаются. И полем для этих сражений становится в буквальном смысле голова женщины, исповедующей Ислам!

До сих пор большинство попыток освобождения (при всей их спорности) приходили с Запада. Но гуманистическая обеспокоенность бедственным положением мусульманок зачастую сопровождается другим западным дискурсом, а именно демонизацией Ислама.

Это создает немало проблем и заставляет мусульман относиться к такой помощи с подозрением. Эти проекты представляются им очередными попытками демонизации Ислама и высмеивания их религиозных убеждений. Двойные стандарты Запада также убивают все возможные перспективы на социальные изменения в мусульманских обществах.

Мусульмане-мужчины, желающие работать взападных агентствах ради улучшения условий жизни мусульманок, вынуждены отказываться от своих начинаний, сталкиваясь с такими двойными стандартами. Например, когда Талибан использовал идеологическую риторику для лишения женщин доступа к начальному образованию, западные СМИ оправданно осуждали их, но также нападали и на Ислам (без какой-либо на то необходимости). Но когда французы и турки делают то же самое, используя идеологию для лишения мусульманок доступа к образованию, СМИ мало способствуют разрешению этой проблемы.

Недавно «светское государство» Турция лишило гражданства одну из своих избранных народом представительниц из-за того, что она посмела покрыть голову платком! И большая часть западного мира, обычно скорого на помощь мусульманкам, практически ничего не сделала, чтобы предотвратить это беззаконие.

К сожалению, феминистки из мусульманских стран и общин также не очень помогают делу освобождения исповедующих Ислам женщин. Они в основном принадлежат к двум типам: слишком вестернизированные и слишком традиционные.

Вестернизированные феминистки формируют дискурс, который имитирует представления их западных единомышленниц. Их предельная вестернизированность, проявляющаяся как в мировоззрении, так и в образе жизни, не только отпугивает мужскую часть уммы, но и большинство мусульманок.

В результате, те проекты и цели, которые они пропагандируют, делегитимизируются исключительно по причине их откровенного неуважения к Исламу и традиционным мусульманским ценностям. Конечно, у них появляется множество сторонников и поклонников среди западных феминисток и либерального истеблишмента, но это мало помогает современным мусульманкам справиться с их проблемами.

Так называемые «исламские феминистки»занимают противоположный полюс. Их идеи представляют собой реакцию на отсутствие Ислама в мировоззрении вестернизированных феминисток, которые им представляются угрозой мусульманскому наследию, а также институтам семьи, брака и скромности в личной жизни. Они тратят свои ресурсы и энергию на защиту традиционных норм и жертвуют перспективами эмансипации женщин во имя защиты консервативных ценностей.

Таким образом, когда феминистки-«западники» занимаются изучением «новояза» и восхищаются Симоной де Бовуар, их оппонентки также заняты подтверждением стереотипов на собственном примере. Тем временем, простые мусульманки продолжают страдать.

Исповедующие же Ислам мужчины погружены в приготовления к схваткам или диалогам цивилизаций. Они не могут уделить внимания условиям жизни окружающих их женщин в то время, как мусульмане до сих пор порабощены, а их земли все еще подвергаются атакам извне.

Можно ли что-либо сделать в данной ситуации? Да. Я думаю, что можно предложить несколько инициатив. Во-первых, мы должны начать образовательную кампанию среди мусульман. Нам необходимо донести до них мысль о том, что когда мы говорим о том, что многие женщины в исламском мире лишены своих прав, дарованных им Исламом, мы не пытаемся сказать, что Ислам хуже западных ценностей.

Нам не следует быть реакционерами в ответ на чью-либо критику условий жизни мусульманок. Во-вторых, мы должны повышать информированность мусульман во всем мире о правах женщин на образование, равенство, достоинство, а также на свободу выбора и действий.

Разговор о правах может вызвать негативную реакцию, и потому у нас должен быть наготове коранический и хадисный материал. Интеллектуальные и финансовые ресурсы, необходимые для этого глобального проекта, прежде всего, должны предоставитьамериканские и европейские мусульмане, поскольку кроме них этим никто не будет заниматься.

Наконец, надо раскрыть глаза всей умме на недостаток женщин среди исламских богословов и юристов. У меня нет сомнения, что когда одни только мужчины интерпретируют Коран, хадисы и исламские юридические нормы, они делают это со своей точки зрения. Поэтому крайне важно, чтобы появлялось как можно больше женщин-богословов, которые могут развивать и излагать в текстах собственный подход

Фактически в Исламе признается, что мужчины и женщины имеют фундаментальные отличия в своей природе. Это является человеческим проявлениям Божественного.

Когда мужчины тяготеют к абсолютизму, женщины стремятся к бесконечности, когда мужчины настаивают на справедливости, женщины предлагают милосердие и терпимость, когда мужчины ищут знаний, женщины стремятся к пониманию. Таким образом, сугубо мужское понимание без женского участия страдает однобокостью и является ущербным.

Поэтому я убежден, что давно пришло время оказать полное содействие женщинам в их изучении богословия. Мы также должны сами постараться понять их взгляд на Ислам. Это только усилит всю умму и духовно обогатит нас.

Муктедар ХАН - вице-президент Ассоциации мусульманских ученых-обществоведов, сотрудник Института Брукингса (одного из старейших интеллектуальных центров Соединенных Штатов), преподаватель политологии, доцент Колледжа Адриан (Мичиган), автор книги «Американские мусульмане: мост между верой и свободой».

Персональный сайт - Ijtihad

По материалам «Ислам.ру»

Ссылки на тему:

Исламский платок превратился в символ борьбы

Женщины в истории ислама

Мусульманские художницы решают проблемы общества с помощью карикатур

Так называемое «многомужество» противно человеческой природе

Первая леди Сирии: “В исламском обществе нет брошенных сирот и оставленных на произвол судьбы женщин”

Имам и имама. Женский вопрос как орудие борьбы против Ислама

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.