В свое время именно мусульмане служили образцом для других, именно мусульманская умма впервые в истории человечества смогла утвердить подлинное и всеобъемлющее верховенство права. А сейчас мусульманские страны сильно отстают в этом деле и вызывают самые плачевные ассоциации. Вниманию читателям предлагаются некоторые размышления нашего автора на тему о верховенстве права.
«Аллах уничтожает народы из-за того, что когда знатный человек из их числа совершает преступление, они не наказывают его, а когда преступление совершает простой человек – карают».
(хадис пророка Мухаммада, мир ему и благословение).
23 ноября 2012 года мне довелось присутствовать на лекции известного британского философа и правозащитника Джона Лукаса. Лекция называлась «Как установить верховенство права в стране со слабой демократической традицией» (Видео и тест лекции можно найти по ссылке). Когда я начал слушать уважаемого гостя, в моей голове возник ряд мыслей, а также я испытал чувство глубокой печали. Ведь в свое время именно мусульмане служили образцом для других, именно мусульманская умма впервые в истории человечества смогла утвердить подлинное и всеобъемлющее верховенство права. А сейчас мусульманские страны сильно отстают в этом деле и вызывают самые плачевные ассоциации. Предлагаю читателям некоторые размышления на тему о верховенстве права…
Верховенство права действительно является фундаментом построения справедливого и успешного государства, без него не будут полноценно работать никакие законы, не смогут должным образом внедряться реформы. Суть его очень проста и может быть выражена формулой «все равны перед законом». А инструментом внедрения этого принципа в жизнь являются справедливые и непредвзятые суды. Однако, несмотря на такую простую формулировку, утверждение верховенства права в большинстве стран сталкивается со многими трудностями…
Интересно отметить, что верховенство права было внедрено в жизнь мусульманской уммы в ту эпоху, когда никому и в голову не приходило о нем задумываться. Подход мусульман к этому вопросу очень ярко иллюстрирует вынесенный в эпиграф хадис. Еще более интересен повод, по которому он был высказан. Как пишет Тахия аль-Исмаил в своей книге «Жизнь Мухаммада», однажды, некий мусульманин по имени Ту'ма украл нагрудник (часть доспехов) и спрятал его в мешке с пшеницей, а этот мешок отнес в дом иудея и скрыл его там. Но мешок был с дыркой, и след из зерен пшеницы вел прямо к дому иудея. Утром преступление обнаружилось. Все указывало на то, что виновен иудей. Однако, благодаря откровению, пророк, мир ему, смог узнать истину и приказал наказать Ту'му. Тогда многие мусульмане начали его просить не наказывать своего оступившегося единоверца, хотя чуть ранее, они настаивали на самой беспощадной каре для иудея, который оказался невиновным. Вот тогда-то пророк Мухаммад, мир ему и благословение, и сказал эти выдающиеся слова, дав понять, что отступление от принципа верховенства права вызывает гнев Аллаха и даже может послужить причиной уничтожения народа. А завершил он свою речь еще более удивительными словами: «Если бы Фатима, дочь Мухаммада, совершила воровство, клянусь Аллахом, я не мешкая ни минуты, приказал бы отрубить ей руку». Фатима, да будет доволен ей Аллах, - это любимая дочь пророка. И этими словами пророк Мухаммад, мир ему, дал понять, что он не выводит из поля действия законов, не ставит над ними, ни свою семью, ни самого себя! И если мы внимательно ознакомимся с жизнеописанием пророка, то увидим, что по отношению к самому себе и к членам своей семьи, он часто был даже более требовательным, чем по отношению к другим людям. Вышеприведенный эпизод подчеркивает еще один важнейший момент: верховенство права должно распространяться не только на своих единоверцев, но и на представителей других религий. Поистине, для 7-го века это беспрецедентный подход!
В памяти всплывает еще один эпизод… Саид Кутуб в своей книге «Это религия Ислам» описывает случай, когда во времена правления халифа Омара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сын наместника Египта, Амру ибн аль-Аса, в гневе и незаслуженно ударил плетью коптского простолюдина. Этот копт не смог простить обидчика и отправился искать справедливости в Медину, - столицу государства, к самому халифу. Ему удалось попасть на прием к халифу Омару, и когда тот ознакомился с делом, то немедленно приказал сыну наместника прибыть в Медину. Через некоторое время сын наместника и копт снова предстали перед халифом. Первый признал, что действительно ударил копта плетью. Халиф Омар, да будет доволен им Аллах, сильно разгневался и резко высказался в адрес сына наместника. Потом он дал копту плеть и сказал: «Теперь ты можешь ему ответить тем же». Однако, копт был удовлетворен и отказался бить своего обидчика. И в этом случае мы снова видим, как работал принцип верховенства права во всей своей полноте, ведь истец также был представителем другой религии и представителем социальных низов. Но халиф огромного государства принял его, вник в суть вопроса, вызвал сына высокопоставленного чиновника, выяснил правду и сам дал в руки истца плеть, чтобы тот удовлетворил свою обиду! Поистине, это удивительный пример высшей справедливости. Но, как пишет Саид Кутуб, в этом событии есть еще одно знамение. Оно показывает нам, как, за самое короткое время, изменился образ мыслей простых людей Египта, которые во время владычества Византии были абсолютно бесправными, и тогда не то что простолюдину, даже человеку из высшего класса не пришло бы в голову искать справедливости у правителя, если бы его как угодно обидел кто-то из числа облеченных значительной властью. И если бы даже такой человек отправился ко двору императора, то крайне маловероятно, чтобы его там приняли. А изменил образ мыслей простых египтян, привил им чувство собственного человеческого достоинства, именно Ислам и справедливое правление праведных халифов. Не зря эта эпоха считается золотым стандартом в истории человечества, который никогда не был превзойдет ни до, ни после…
После этого благословенного периода, постепенно, в мусульманском мире наметился отход от этих принципов. Этот процесс хорошо описан в трудах выдающегося мусульманского мыслителя ибн Хальдуна, кстати, он усматривает в этом одну из главных причин упадка мусульманской уммы. И теперь, в наше время, мы видим, что мусульманские страны погрязли в коррупции и проблемах, а сами мусульмане часто в Европе чувствуют себя лучше, чем на родине. СМИ не устают писать о миллиардах Хосни Мубарака и Муаммара Каддафи, Зейнульабидина Бен Али и баснословных богатствах нефтяных шейхов, суды в большинстве мусульманских стран очень далеки от того, чтобы быть инструментом внедрения верховенства права. Очень хорошо вскрыл эту ситуацию в своем произведении «Записки провинциального следователя» талантливый египетский прозаик Тауфик аль-Хаким. Некоторую надежду на изменение ситуации к лучшему дает появление таких лидеров, как Реджеп Тайип Эрдоган, а также процессы происходящие сейчас в арабском мире…
Мы, мусульмане, должны изучать как свое историческое наследие, так и лучшие достижения в области утверждения верховенства права среди немусульман. Ведь пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Мудрость – это собственность мусульманина, где бы он ни нашел ее, он может ею воспользоваться по праву», а также: «Ищите знания даже в Китае» и «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина». Особо интересен в связи с этим пример такого государства, как Сингапур, успехи которого просто поразительны. Занимая территорию в 714 квадратных километров, будучи полностью лишенным природных ресурсов (даже воду доставляют из Малайзии), Сингапур имеет один из самых высоких в мире показателей доходов на душу населения (около 52 000 долларов в год), он стал образцом справедливости и порядка. Как писал в своих мемуарах Ли Куан Ю, первый премьер-министр Сингапура и отец этого «экономического чуда», именно внедрение верховенства права стало краеугольным камнем успеха во всех сферах. Еще он написал, что применять этот принцип он начал в первую очередь на своей семье. А как работает этот принцип доказывает хотя бы такой случай. В 1997 году один американский турист обрисовал краской из баллончика стену общественного здания, во время рисования он курил, пил напитки из жестянок, и разбросал окурки и баночки вокруг, также он сломал ветку дерева, когда поднимался повыше, чтобы сделать надпись над своим рисунком. Его задержала полиция, и после суда ему было вынесен приговор, - 30 ударов бамбуковыми палками по пяткам и 3 месяца тюремного заключения. Посольство США очень настойчиво пыталось добиться замены приговора на выплату штрафа любого размера, но тщетно. Официальная нота властей Сингапура гласила: «Нормы закона действуют одинаково для всех. Сами США постоянно заявляют о приверженности этому же принципу, поэтому с пониманием должны отнестись к инциденту». Сверхдержава более не имела аргументов, Голиаф был побежден своим же оружием, виновный понес наказание по всей строгости закона! Интересно отметить еще и тот факт, что коренное население Сингапура – это мусульмане малайцы (малайский язык является одним из государственных языков страны). Политическая культура Сингапура – это симбиоз малайской, китайской и индийской ментальности. Иными словами, нельзя отрицать влияние Ислама на становление Сингапура, как государства (хотя, с другой стороны, не следует и преувеличивать это влияние)…
Вывод довольно прост на словах, но одновременно сложен на деле. Мусульмане должны и обязаны утверждать верховенство права в своих странах и всячески содействовать его утверждению в других государствах. Ибо от этого не только во многом зависит экономическое процветание общества, но это и прямая обязанность мусульман перед Всевышним Аллахом…
Юрий Косенко
Материалы по теме:
23.07.2010 - ДУМК будет консультировать мусульман в решении правовых проблем
22.12.2009 - Европейские мусульмане создали собственный правовой совет
03.06.2010 - Милли Фирка предлагает возродить в Крыму исламские суды
03.08.2010 - Судебная власть в Крымском ханстве
28.03.2006 - Сравнительно-правовой анализ уголовно-правовых норм Украины и мусульманского уголовного права
Еще по теме: мусульманское право, Ислам в Украине, мусульмане, права человека