Существуют ли противоречия между религией и наукой? — имам мечети Каменского в гостях у телепередачи «Культ ПроСвіт»

Существуют ли противоречия между религией и наукой? — имам мечети Каменского в гостях у телепередачи «Культ ПроСвіт»
Существуют ли противоречия между религией и наукой? — имам мечети Каменского в гостях у телепередачи «Культ ПроСвіт»
Существуют ли противоречия между религией и наукой? — имам мечети Каменского в гостях у телепередачи «Культ ПроСвіт»
Существуют ли противоречия между религией и наукой? — имам мечети Каменского в гостях у телепередачи «Культ ПроСвіт»
Существуют ли противоречия между религией и наукой? — имам мечети Каменского в гостях у телепередачи «Культ ПроСвіт»
Существуют ли противоречия между религией и наукой? — имам мечети Каменского в гостях у телепередачи «Культ ПроСвіт»
01.03.2021
Оцените статью: 
(87 оценки)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

Телеканал D1 (Днепр), девиз которого «Для людей и о людях», посвятил 41-й выпуск передачи «Культ ПроСвіт» жизни мусульманской общины «Единство» города Каменского. Гостем студии, расположенной в одном из храмов Православной церкви Украины, стал имам Виталий Оверко. С ним общались журналист телеканала Александр Чиж и соведущий — священник ПЦУ о. Дмитрий (Поворотный).

Цель авторов и ведущих передачи «Культ ПроСвіт» — ломать стереотипы и развенчивать предубеждения.

Первый вопрос ведущего — «Судя по тому, как звучит ваше имя и фамилия, вы в мусульманство перешли сознательно, на территории Украины. Когда это произошло и почему?» — нес в себе отголосок заблуждения, что этнический украинец разве что под давлением каких-то обстоятельств может принять Ислам.

— Это произошло в 2009 году, и не было какого-то такого события, которое бы изменило мою душу, — ответил Виталий Оверко. — Оно как-то так шло и шло. Но изменения были кардинальными. Я, как человек, окончивший физический факультет, был атеистом и в придачу еще и исламофобом. Друзей-мусульман в то время у меня не было. Это произошло (обращение в Ислам) в Донецке. Человек не выбирает свой путь — это прерогатива Творца миров, и когда Аллах дает человеку религию — Он знает, что именно для этого человека будет именно эта религия. И так Он и дал мне. Я так понимаю, что в моей душе было какое-то движение к Нему…

Отвечая на реплику ведущего, почему Ислам, ведь в то время можно было выбрать любое течение или церковь — Московского, Киевского патриархата или греко-католическую, — имам признался, что у него нет на это ответа:

— …Что-то произошло в моем сердце, произошли такие изменения, что я пришел именно туда.

Ведущий заявил, что не понимает, как ученые становятся мусульманами — имам заметил:

— Ну, тогда вы не сможете понять, как, например, Исаак Ньютон публиковал свои произведения: он был верующим человеком, и если вы будете читать его произведения, то [увидите, что] там религии больше, чем формул. То есть произведения Ньютона — это изложение его мировоззрения, его убеждение в том, что все в этом мире — оно является равноправным.

Отец Дмитрий добавил, что вопрос ведущего — следствие того, что семьдесят лет людям навязывалась мысль о противоречиях между наукой и религией:

— На самом деле религия и наука — это о другом. Это как о вкусе и цвете. И если наука отвечает на вопрос «каким образом», «какое строение», то религия отвечает на вопрос «почему», «зачем». И поэтому для меня это пример человека образованного (Виталия Оверко. — Ред.), но при этом верующего и практикующего свою религию, и человека, развивающего свою научную специальность и трудящегося на научной ниве. Поэтому никаких противоречий в этом нет. Это не два человека — это целостный человек. И это — разрушение тех стереотипов советских времен…

Отец Дмитрий попросил имама Виталия Оверко ответить, соответствует ли реальному положению вещей мнение, что среди современных ученых высокого уровня, например, среди лауреатов Нобелевской премии, нет ли очень мало выходцев из исламских стран — или это определенный шаблон, стереотип?

— Ну, этот шаблон я вам не сломаю, это [сегодня] действительно так, — ответил имам. — Но я дам вам другой пример. Он, возможно, более интересный, чем этническая или религиозная принадлежность лауреатов Нобелевской премии. Например, за открытие теории слабых электромагнитных взаимодействий были награждены сразу три человека. Это Мухаммад Абдус Салам, который был мусульманином, Шелдон Глэшоу и Стивен Вайнберг. Глэшоу и Вайнберг — евреи, но один из них был атеистом, а второй — иудеем. То есть у нас есть три человека и одно и то же физическое явление — и втроем они получили за его открытие премию, причем работали они в разных, независимых друг от друга, коллективах. То есть знание не является достижением человека, который практикует какую-то определенную религию. Знание попадает в наш мир по воле нашего Творца. Вот Он решил, что это знание придет — и Он даст его какому-то человеку. И человек может получить или награду, или наказание в этом мире или в следующем (за то, как использует эти знания. — Ред.). Например, ядерная энергия: когда это электростанция — это хорошо, а когда это оружие — это другое…

Соведущие интересовались, каким образом и когда выходец из Донецка Виталий Оверко оказался в Каменском.

— Это произошло в 2014 году. Я не мог там (в Донецке. — Ред.) находиться, потому что мировоззрение мое и «русского мира» — они были очень разными, и я свою позицию высказывал… И была такая ситуация, после которой мне пришлось ехать аж бегом, — вспоминал Виталий.

В то же время, отвечая на вопрос ведущего, как он воспринял события 2014 года, имам признался, что перед принятием Ислама он был сторонником идей «русского мира»:

— Однако Ислам повернул мое мировоззрение и в этом направлении тоже. Когда все это началось (события 2014-го, оккупация. — Ред.), у нас был в Донецке свой Майдан, и приходили люди… Но те, кто мешал [участникам местного Майдана] — они были в основном не из Донецка. Они говорили: «Мы за Донецкую народную республику — она даст свободу», — и при этом били людей за то, что они собрались на проукраинский Майдан. Это же слова и дела разные. И когда начали собираться митинги за Украину и против Украины — это были разные люди. И очень много людей на антиукраинских митингах были не из Донецка.

Но в Каменское, как рассказал имам, он впервые попал задолго до этих событий, еще в 2010 году, однако окончательно переехал только в 2014-м:

— Впервые я в Каменское попал в 2010 году, и здесь нашлась моя двоюродная сестра, которую я не видел 22 года. И я спросил у нее: «А есть ли здесь мечеть или какая-то мусульманская община?» — «Да есть. Там, у православного собора есть мечеть!» И я начал искать, спрашивать людей, а мне говорят: «Да вот же она, перед тобой!» Я смотрю, а это — католический костел! То есть и здесь «какая разница», — смеется имам. — А потом я узнал, что существует маленькая мусульманская община, которая собиралась в помещении над рестораном, проводила джума-намазы. И мы решили, что надо делать что-то другое. Мы решили, что будем распространять знания об Исламе, формировать более адекватное отношение к Исламу [в обществе]. И мы собрали общину, у которой цель не только поклонение как таковое, но и распространение исламских знаний.

Ведущий поинтересовался, как создавали исламский культурный центр в Каменском — в городе, где люди путали римско-католический собор с мечетью?

Имам рассказал, что сначала мусульманская община в Каменском снимала помещение для совместных молитв, а потом на собранные прихожанами средства нашла и выкупила домик. Его долго ремонтировали, также за пожертвования и силами, руками самих мусульман. И наконец-то у общины есть свой исламский центр, где люди молятся и ведут просветительскую деятельность, где проходят культурные мероприятия. С момента открытия в Каменском ИКЦ число мусульман увеличилось более чем на 20 человек.

Напомним, мечеть и исламский культурный центр в Каменском были торжественно открыты 20 октября 2019 года.

Отец Дмитрий (Поворотный) вспомнил, что он был на торжественном открытии мечети и отметил, что каменский ИКЦ много внимания уделяет благотворительной деятельности и делам милосердия — мусульмане кормят нуждающихся людей, — подчеркнув, что ИКЦ занимает активную общественную позицию и берет на себя общественную ответственность.

Запись программы с участием имама Виталия Оверко можно посмотреть на YouTube-канале D1.

Справка: Мухаммад Абдус Салам, упомянутый Виталием Оверко, — пакистанский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике за 1979 год. Именем ученого назван Международный центр теоретической физики в Триесте. Член Лондонского королевского общества, иностранный член Академии наук СССР, Национальной академии наук США.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.