Слово «хиджаб», означающее одежду мусульманок, в последнее время часто мелькает на страницах различных общественно-политических изданий. То в одной, то в другой стране женщины протестуют, когда пытаются запретить носить хиджаб. Они считают эти запреты нарушением своих женских и человеческих прав. Сегодня в Крыму проблема хиджаба стала весьма актуальной, и набравший известности случай с 25-летней Сусанной Исмаиловой из Бахчисарая, которая судится с МВД за право сфотографироваться на паспорт в хиджабе — традиционном платке мусульманок — тому доказательство.
Почему в Крыму, где проживает более 350 тыс. крымских татар, - коренного народа полуострова, - которые по своей религии являются мусульманами, женщины, изъявившие желание сфотографироваться на паспорт в хиджабе, не нарушая канонов Ислама, наталкиваются на множество преград? Как этим женщинам, будучи гражданами Украины, защитить свои права в рамках Конституции страны, которая декларирует статус «демократической» и стремится в Евросоюз? С такими вопросами информагентство QHA обратилось к эксперту по правам человека, председателю общественной организации «Інститут громадянського суспільства» Рустему Аблятифу, который рассказал, что еще десять лет назад с этим вопросом к нему обращалось немало женщин-мусульманок Крыма.
«Около десяти лет назад, когда в Крыму проводилась широкомасштабная кампания по приобретению украинского гражданства, я работал заместителем директора - юристом Фонда по натурализации и правам человека «Содействие». Тогда перед нами встала проблема, что верующие мусульманки при обращении в органы внутренних дел для получения паспорта сталкиваются с отказом фотографировать их на паспорт в хиджабе – головном платке мусульманки. В то время мне удалось договориться с тогдашним начальником паспортной службы Крыма Надеждой Поярковой о том, чтобы паспортная служба Крыма пошла на встречу девушкам-мусульманкам и принимала фотографии в хиджабе на паспорт. Особенно это касалось подачи документов на заграничный паспорт, чтобы не ограничивать возможность совершения хаджа для женщин-мусульманок. Тогда нам удалось достичь понимания», - отмечает крымский эксперт по правам человека.
Однако, по словам Рустема Аблятифа, единственным районом Крыма, руководитель паспортной службы которого не хотел идти на встречу, был Симферопольский район, где обязанности начальника паспортной службы исполнял сегодняшний начальник отдела гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц АРК полковник Сергей Бабашин.
«Все 14 районов автономии, кроме Симферопольского, принимали от девушек-мусульманок фотографии на паспорт в хиджабе. В 1999 году ко мне обратилось несколько студенток, и мы начали добиваться решения этого вопроса на уровне Киева. Я встретился с тогдашним главой Держкомрелигий Украины Владимиром Бондаренко и при обсуждении этой темы мы пришли к выводу, что носить головной платок – это право мусульманки и отказать ей в этом – нарушение конституционных прав», - рассказывает эксперт.
Юрист Рустем Аблятиф отмечает также, что Владимир Бондаренко тогда полностью поддержал желание крымских мусульманок фотографироваться на паспорт в головном уборе, однако профильный комитет Верховной Рады Украины в ответ на данное обращение дал полностью противоположное заключение.
«В этом заключении говорилось о том, что разрешение женщинам-мусульманкам фотографироваться на паспортные документы в хиджабах противоречит ст. 24 Конституции Украины в части того, что не может быть привилегий по религиозному признаку. То есть, все должны быть на фотографии паспорта без головного убора и все доводы о том, что это не головной убор, а часть мусульманского обряда не были восприняты. После этого заключения милиция окончательно приняла решение о запрете фотографий на паспорт в головных платках и даже на загранпаспорта», - объясняет юрист.
Украина, хиджаб и демократия
Сегодня в Британии женщины-мусульманки носят хиджаб гораздо чаще, чем раньше, и это считается неотъемлемым признаком сосуществования разных культур. Такой же подход принят в Испании, Нидерландах и Дании. В 2008 году в Кыргызстане межведомственная комиссия разрешила мусульманкам фотографироваться на паспорт в головном уборе. Однако в «демократической» Украине этот вопрос по-прежнему актуален. Как же женщинам-мусульманкам Украины защитить свои права?
«То, что жительница Бахчисарая Сусанна Исмаилова подала в суд на МВД – это правильный путь, так как надо создать прецедент. Сейчас существует много примеров, когда женщины выигрывали эти судебные разбирательства. Например, не так давно женщины Татарстана выиграли судебное дело в Верховном суде России. В посольствах стран-членов Шенгенской зоны принимают фотографии на визы без каких-либо ограничений. Для них женщина, которая приносит фотографию для оформления визы в хиджабе – это обычная практика, которая не вызывает никаких затруднений. Это нормальная европейская и общемировая практика. Сейчас много женщин в хиджабах активно участвуют в публичной жизни государств Европы и Северной Америки», - подчеркнул Рустем Аблятиф.
Кроме того, он также отметил, что Конституция Украины полностью оговаривает этот момент, религиозные обряды не могут быть запрещены, если они не ограничивает права и свободы других граждан, а ношение женщиной хиджаба никак не ограничивает права и свободы граждан Украины.
«Это никак не влияет на права и свободы других граждан. Ношение хиджаба для женщины-мусульманки, гражданки Украины - это ее конституционное право. Сегодня необходимо изменить тот подзаконный акт – ведомственный приказ МВД Украины, который запрещает фотографироваться на паспорт в головном уборе, так как хиджаб – это не головной убор, это мусульманский обряд, акт поклонения Богу. И этот запрет – нарушение прав человека на свободу совести», - объясняет крымский эксперт по правам человека Рустем Аблятиф.
Кроме того, он отметил, что государство в лице паспортной службы при выдаче С. Исмаиловой паспорта в 16-летнем возрасте, уже один раз признало ее право на хиджаб, а Конституцией Украины не допускается сужение содержания и объема уже существующих прав и свобод. Кроме того, ст. 58 Конституции предусматривает, что «законы и иные нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени».
Также, правозащитник акцентировал внимание на политическом аспекте этого вопроса. В отличие от мусульман европейских стран, крымские татары не являются трудовыми мигрантами, которые вынуждены каким-то образом приспосабливаться к чуждой им культурной среде. Украина обязана учитывать, что крымскотатарский народ – это коренной народ Крыма, который исповедует Ислам на своей Родине и возрождается как целостное сообщество со своими особенностями и потребностями и этот процесс необратим. Поэтому государство должно адаптировать законодательство с учетом религиозных потребностей крымских мусульман, чтобы действительно соответствовать задекларированным ценностям демократического общества.
По материалам QHA
Ссылки на тему:
Новости
Мусульманка судится за право сфотографироваться для паспорта в хиджабе
Украинские модельеры заинтересовались хиджабом
Соответствует ли хиджаб традиции крымских татар?
Суд не удовлетворил иск русской мусульманки, уволенной из-за хиджаба
Статьи
А.Исмаилов: мусульманская одежда - это религиозное предписание