В самые холодные дни уходящей зимы весь исламский мир был потрясён появлением и распространением, оскорбительных карикатур на пророка Мухаммада, что глубоко затронуло религиозные чувства верующих. Совершенно неприемлемой для мусульман была и позиция многих европейских (отчасти и некоторых украинских) журналистов, настаивавших на своём праве тиражировать любую информацию, что они понимали как своё естественное право на неограниченную свободу слова.
Ссылаясь на её совершенно абстрактное толкование, редакции ряда европейских изданий воспроизвели на своих страницах эти пасквильные, кощунственные изображения, что вызвало совершенно естественное возмущение у верующих мусульман. Мусульманские учёные ряда стран мира обратились к последователям Ислама с призывами к спокойствию и решению проблемы мирными средствами. Ряд европейских интеллектуалов осудил грубое попрание чувств и убеждений мусульман и выступил с призывом к журналистам придерживаться в творческой работе этических норм, не допускающих унижения национального достоинства или религиозных верований других людей.
Позиция мусульман Украины и ряда украинских учёных-исламоведов была представлена на пресс-конференции «Свобода и ответственность: поиск взаимопонимания», состоявшейся 10 февраля в УНИАН. Её организаторы — Межобластная ассоциация общественных организаций «Арраид» и Украинский центр исламоведения — изложили своё понимание путей достижения взаимопонимания между исламской и западной культурами. Участники пресс-конференции подчеркнули, что свобода слова — это не вседозволенность, а возможность действовать на информационном поле без оскорбления и без нанесения ущерба другим членам общества. Это предусматривает высокую степень нравственной ответственности журналиста, его уважения к достоинству ближнего. Нарушение этих принципов приводит, в частности, к появлению подобных публикаций, имеющих не только оскорбительный, но и провокационный характер, что понуждает верующих подниматься на защиту своей религии. В пресс-конференции приняли участие председатель МАОО «Арраид» д-р Исмаил Кади, президент Украинского центра исламоведения Николай Кирюшко, вице-президент этого Центра доктор философских наук Рустем Джангужин, заместитель председателя женской общественной организации «Мариам» Ольга Рустамова, а также приглашённый участник — священник Украинской православной церкви протоиерей Александр Кубелиус.
В своём выступлении автор этих строк коснулся культурологической стороны вопроса. Свобода не может быть беспредельной. Для верующего человека уровень его свободы определяется его отношениями с Богом. Для неверующего — предел свободы находится там, где начинается свобода другой личности. Абсолютная свобода — это дорога к вселенскому злу. Поэтому журналист, желающий добра обществу, в котором живёт, добровольно воздержится от склонения людей к наркотикам, к суициду, не станет задевать национальные и религиозные чувства своих сограждан. Инцидент с карикатурами свидетельствует не о конфликте между исламом и христианством, не о начале религиозной войны. Здесь мы имеем дело едва ли не с самым грандиозным за последнее десятилетие непониманием друг друга между представителями исламской и западной (преимущественно христианской) цивилизации, взаимным незнанием культуры и ментальности обеих сторон. В данной ситуации многие верующие мусульмане не учли, что в Европе существует вековая традиция смеховой, карнавальной культуры, осмеивающей всё и вся. Параллельно с западной христианской культурой здесь существует и так называемая «кощунственная литература» (отдельные произведения Вольтера, Пушкина, Дэна Брауна). Для многих христиан и лиц светских полной неожиданностью стала непривычная для них сила веры многих мусульман, её искренность и непосредственность. Поэтому для современных европейцев крайне важно понять, что свежо и современно звучит сейчас идея философа Ханы Арендт о «Другом», к которому нужно относиться почтительно, уважительно, бережно. Европейцы имеют свою ментальность, однако свою, пусть и отличную от этой, ментальность имеют и люди исламской культуры. Если мы хотим мира в своём доме, то нужно учиться вместе жить в одном европейском доме. Особого внимания заслуживает и политический аспект обсуждаемого религиозно-культурного конфликта. Заметной стала политизация действий протестующих мусульман, их претензии к государствам как социальным институтам. Обращает на себя внимание и возможность инструментального использования чувств оскорблённых людей со стороны западных международных организаций, заинтересованных в переделе мира и установлении своего контроля над экономикой, финансами, сырьевыми ресурсами и политической жизнью мусульманских стран. Оскорбительные выпады против личности пророка Мухаммада случались и ранее (взять хотя бы книгу В.Ирвинга), да и карикатуры в датской газете «Jyllands-Posten» появились ещё в сентябре минувшего года. Однако реакция на них возникла в период, когда победил «Хамас», когда не сломлено сопротивление патриотических сил Ирака, когда угроза вторжения возникла над Исламской Республикой Иран. Вряд ли это можно считать простой случайностью.
В своём выступлении д-р Исмаил Кади ознакомил журналистов с тем, кем является пророк Мухаммад для мусульман. Священный Коран сообщает людям, что Бог послал своего последнего пророка — Мухаммада, чтобы тот донёс людям Его Откровение и окончательно утвердил на земле Его учение на все времена. Это учение, полностью и окончательно провозглашающее Божьи законы, передано именно через пророка Мухаммада. Поэтому утверждение «Мухаммаду-р-расуль Аллах» — «Мухаммад — посланник Божий» стало одним из важнейших основоположений Ислама. Пророку Мухаммаду было открыто учение, предусматривающее подчинение человека одному лишь Создателю, что освобождает личность от служения и покорности всему, кроме Аллаха. Личность и слова Пророка убеждают нас в том, что для человека единственно правильный путь — следовать по пути, определённому Творцом для человека и открытому ему через Пророка. Именно поэтому личность Пророка — пример для подражания для каждого мусульманина. Через него сообщено людям: «Скажи: «Я ведь человек, подобный вам; ниспослано мне откровение о том, что Бог ваш — Бог Единый. И кто надеется встретить своего Господа, пусть творит дело благое и в поклонении Господу своему не приобщает к Нему никого» (Коран, 18:110). Потому мусульмане идут за Пророком, стараясь следовать ему во всём. Пророк Мухаммад продолжил и завершил линию других посланников Божьих, ему принадлежит множество изречений, побуждающих людей делать добро и воздерживаться от зла. В своей земной жизни он являл образцы скромности, заботы о ближних, прощения врагов, честности. Пророк был великим руководителем и справедливым судьёй, заботливым мужем и отцом, внимательным другом и братом, талантливым военачальником и блестящим оратором. О его высочайшей нравственности и многочисленных добродетелях с восторгом писали Махатма Ганди, Томас Карлейль, Альфонс Ламартин, Джордж Бернард Шоу, многие европейские учёные. Можно ли оскорблять такого человека? Очевидно, что это совершенно недопустимо. Мусульмане уважительно относятся к представителям всех других конфессий. Они уважают право других людей на свободу слова, но при этом считают необходимым всеобщее соблюдение общечеловеческих нравственных принципов и безусловное уважение к мировоззренческим ценностям всех граждан.
Православный священник отец Александр Кубелиус, который широко известен в нашей стране как поборник принципов толерантности, гуманизма и уважения христиан к людям других религий, отметил, что случившееся выходит за рамки чисто религиозных проблем. Данный конфликт нельзя принимать за столкновение между исламом и христианством, хотя к этой ошибочной мысли подталкивают некоторые информагентства, предвзято освещающие события в Пакистане, Нигерии, других странах. Безусловно, любые карикатуры на основателей религии, будь-то Иисус Христос, Будда или Мухаммад — отвратительны и кощунственны. Однако, будучи опубликованными осенью, эти мерзкие изображения послужили детонатором волнений лишь сейчас. В чём причина этого? Сейчас, когда Соединённым Штатам не удалось поставить на колени Ирак, когда не склоняется перед шантажом Запада Иран, когда палестинский народ празднует победу «Хамаса», стало ясна связь реакции на них некоторых кругов на Западе с провокационным вызовом, брошенным мусульманам. Этот вызов бросили те, кто стремится к контролю над всем миром, кто разрабатывает самое совершенное оружие, кто через транснациональные корпорации планирует овладеть основными финансовыми потоками и энергетическо-сырьевыми запасами всей планеты. Только им нужен образ врага, с помощью которого можно напугать западный мир и представить мир мусульман в виде враждебной, чуждой остальному человечеству силы, связанной с терроризмом и угрозой для жизни других людей. Многие христиане не поняли глубины оскорбления, которое почувствовали мусульмане, увидев карикатуры. У многих христиан вера существует сама по себе, а жизнь идёт сама по себе. Потому они и не почувствовали боли, испытанной мусульманами.
Рустем Джангужин обратил внимание присутствующих на то, что процесс глобализации принимает, к сожалению, черты вестернизации и преобладающей монокультурности. Наступающая глобализация не пошла по пути, где сохраняется национальная и религиозная идентичность и где господствует доброе отношение народов и индивидуумов друг к другу. Только в контексте американизированной формы глобализации могли появиться эти глупые и неуместные карикатуры. Очевидно, что это, в сущности локальное, событие связано с общемировыми процессами. Журналист сегодня — это не просто нерассуждающий рупор для трансляции любых новостей. Это медиатор, с определённых нравственных позиций предлагающий знания и тем самым создающий в обществе благоприятную духовную атмосферу. Реакция части мусульман была подчас излишне резкой, некоторым из них не хватило сдержанности и мудрости, свойственной людям исламской цивилизации.
Ольга Рустамова показала, что свобода слова с точки зрения Ислама — это одна из свобод, дарованных человеку его Творцом. Индивидуум рождается свободным. В религии человек находит подлинную свободу. Человек является рабом Одного лишь Бога и никого другого. При этом свобода мысли и слова — не только возможность, но и обязанность мусульманина, который призван своим словом и делом сдерживать распространение зла на земле при любых обстоятельствах. Чтобы противостоять злу, не нужно оскорблять и унижать противника, прежде всего, важно сдержанно заявить ему о своей позиции, что и было сделано первоначально мусульманами Дании, однако к ним тогда не прислушались. Всем сторонам конфликта крайне важно сдерживать эмоции и не клеветать на оппонента. Насмехаться над ним — это отнюдь не свобода слова, а путь к хаосу и деструкции.
Отвечая на вопросы журналистов, выступавшие отметили, что нельзя путать мысли и поступки отдельных мусульман с исламом, что важно стать на точку зрения оппонента, дабы по-настоящему понять его. Чтобы достигнуть взаимопонимания в этом мире, христианам и мусульманам нужно вести постоянный диалог. Только общаясь, можно преодолеть недостаточное знание мусульманами и христианами друг друга. Мы все — свидетели быстрого обновления мира. Больше таким, как в ХХ ст., он уже никогда не будет. Нам вместе необходимо привыкать к новому миру, вырабатывать для этого новые правила общежития и поведения, помнить, что нашими эмоциями и обидами могут манипулировать силы, стремящиеся в своих интересах к контролю над остальными людьми. У нас не может быть другого будущего, кроме того, где в согласии будут жить люди разных убеждений и культур.
Посланник Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: \"Не благодарен Аллаху тот, кто не благодарит людей\". Руководствуясь этим учением ислама МАОО \"Арраид\" выразила признательность президенту Украины, Виктору Ющенко, украинскому правительству, представителям религиозных конфессий в Украине за то, что они поддержали украинских мусульман и весь исламский мир, осудив карикатуры на пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
В заключение участники пресс-конференции сердечно поблагодарили собравшихся журналистов и в их лице тех их украинских коллег, которые нашли в себе мужество и нравственные силы и сознательно отказались от публикаций изображений, порочащих пророка ислама и оскорбляющих чувство наших соотечественников-мусульман.
Николай Кирюшко,
президент Украинского центра исламоведения