Что мы знаем о крымских татарах?

Что мы знаем о крымских татарах?
Что мы знаем о крымских татарах?
Что мы знаем о крымских татарах?
Памятный митинг в Киеве 18 мая 2016
Что мы знаем о крымских татарах?
(© ФБ Ахтема Сеитаблаева) Ахтем Сеитаблаев на съемках фильма "Хайтарма"
Что мы знаем о крымских татарах?
(© ФБ Ахтема Сеитаблаева) Ахтем Сеитаблаев с Джамалой
Что мы знаем о крымских татарах?
Заместитель министра Эмине Джеппар
Что мы знаем о крымских татарах?
Книга известного востоковеда, ученого из Острожской академии Михаила Якубовича «Философская мысль Крымского ханства»
Что мы знаем о крымских татарах?
Что мы знаем о крымских татарах?
Что мы знаем о крымских татарах?
Что мы знаем о крымских татарах?
Что мы знаем о крымских татарах?
Что мы знаем о крымских татарах?
02.06.2016
Оцените статью: 
(595 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

«Кто не знает своего прошлого, не достоин своего будущего» эти слова Максима Рыльского могут служить девизом во многих ситуациях, когда речь идет об отношении рядового украинца к собственной истории. Мы можем стать всемирно известными изобретателями, учеными, первопроходцами в любой области, но неизменным условием этого является нахождение вне собственной Родины, далеко от своих корней, часто без понимания того, кем мы, украинцы, есть на самом деле. Но сейчас речь пойдет не о многоликих и многострадальных нас. Хочу поделиться с читателями несколькими соображениями об еще одном этносе, история которого хоть и тесно вплетена в украинскую канву, но часто тоже остается для нас закрытой и непонятной. Предлагаю несколько собственных опытов познания интересного мира крымских татар. Тем более, что победа на Евровидении Джамалы актуализировала крымскотатарский вопрос даже для тех, кто о таком этносе ничего не слышал.

Опыт первый: киношный

В кругу моих друзей есть немало заинтересованных историей. Поэтому появление на телеэкранах фильма Ахтема Сейтаблаева «История одного народа: Хайтарма» трудно было пропустить. Пересматривала этот фильм несколько раз, предварительно прочитав немало отзывов в СМИ. Единственное, что хотела бы заметить по этому поводу сейчас: таких лент нам и не хватает, чтобы иметь хотя бы приблизительное представление обо всех обществах, проживающих на территории Украины. Возможно, тогда станет меньше белых пятен и мы начнём сознательно относиться к тем, кто проживает в таком дразнящем регионе, как Крым.

Опыт второй: общественный

В 2014 году в Ровном татарская община публично заявила о себе, выйдя на майскую демонстрацию на центральной площади города. Звучали лозунги, люди несли флаги, с громкими заявлениями о дружбе и поддержке между всеми обществами выступали представители городской власти. Речь шла о необходимости более активного ознакомления с историей крымских татар. Однако активность и завершилась озвучиванием упомянутых месседжей.

Опыт третий: чисто женский, но от этого не менее серьезный

Определенный отголосок темы возник также при знакомстве с крымской татаркой, которая в начале 2000-х уехала учиться в Белосток, впоследствии там и осталась, основав небольшую дизайнерскую мастерскую. До того девушка 18 лет прожила в Ялте. Особенно теплых воспоминаний о родительском городе у нее, к сожалению, не осталось. Очевидно, это было обусловлено непростой ситуацией в семье, ведь родные не поддерживали стремление Эльвины (так дизайнер называет себя сейчас) к европеизации. По сути, девушка сбежала из дома, чтобы иметь возможность заниматься желанным делом. О своей этнической принадлежности вспомнила, когда решила основать на чужбине собственное дело. Практически все платья дизайнера непременно имеют отдельные татарские атрибуты: широкие рукава и массивные пояса. На момент нашего общения Эльвина искренне скучала по Ялте, семье (которая, к слову, так и не простила побега девушки) и за тем, что недостаточно изучала собственные традиции, потому что глубокое понимание их очень бы пригодилось при разработке дизайна платьев. Ведь белостоцким модницам пришлись по вкусу длинные пышные платья с широкими расшитыми поясами.

Опыт четвертый: научный

Недавно в издательстве «Комора» вышла книга известного востоковеда, ученого из Острожской академии Михаила Якубовича «Философская мысль Крымского ханства». По сути, в своей области эта книга сегодня единственное системное исследование религиозно-философского наследия Крымского ханства XVXVIII веков. Внимательное изучение книги, в частности раздела второго «Зарождение философской мысли в золотоордынском Крыму», может немало объяснить в непростом для понимания украинца мировоззрении крымских татар, а может, даже даст определенные ответы на вопросы, почему же Крым никак не могут поделить и есть ли смысл в его территориальной принадлежности к определенному государственному образованию вообще.

Опыт пятый: экспертный и весомый

Недавно Острожскую академию (впервые за последние 450 лет) посетил муфтий мусульман Украины, почтенный шейх Саид Исмагилов. Среди прочего затронули тематику Крыма и его этнического населения крымских татар. По мнению шейха Саида, проблема Крыма лежит, в том числе, и в плоскости неучета государственных стремлений крымскотатарского этноса во время политических баталий. Полуостров постоянно становится предметом территориальных торгов, о людях речь не идет. На материковой Украине темой крымских татар прониклись тогда, когда последние заговорили о поддержке украинского вектора в плане территориальной принадлежности полуострова, активно включились в военную оборонную кампанию против российских интервентов, в волонтерские движения. Очевидно, что этого мало. Саид Исмагилов подчеркивает необходимость популярных исследований по истории и культуре крымскотатарского народа, проведении общественных дискуссий по этому поводу. Это будет способствовать как налаживанию внутреннего диалога, так и лучшему пониманию того, каким же есть настоящий Крым, и кто имеет законное право определять векторы его развития.

Определенные потуги в акцентировании внимания на истории крымских татар осуществляет Министерство информационной политики. В значительной степени инициатива медийных проектов, которые появляются в СМИ, принадлежит заместителю министра Эмине Джеппар. Результативность представленности в СМИ соответствующей тематики стала предметом дискуссий во время Львовского медиа-форума. Надеемся, что медийная поддержка темы, по крайней мере, даст ответ на вопрос: кто живет с нами рядом. И крымские татары уже не будут для украинцев «terra incognita», как пишет госпожа Эмине в своей колонке на «Украинской правде».

Источник: ОГО.ua

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.