Диалог и отсутствие противостояния — заслуга верующих и экспертов

В Нидерландах, утверждает докторант Тилбургского университета Роман Назаренко, радикализм свойственен не только мусульманам, но и христианам или тем, кто себя так называет.
Мнение польского исследователя Мариуша Маршевского о том, что стереотип о массовом выходе мусульман из Сирии в Евросоюз — ложный.
Наиболее социализированными и толерантными, по мнению Деннфера, являются немецкие мусульмане турецкого происхождения.

Украинские христиане и мусульмане, в том числе мигранты и переселенцы, демонстрируют готовность к диалогу и отсутствие противостояния. При этом эксперты считают такую ситуацию заслугой самих верующих и экспертов — государство пока свою религиозную политику не сформировало.

Страны Евросоюза являются желанной целью многочисленных мигрантов, в том числе и из государств, где население традиционно исповедует Ислам. В то же время там все чаще звучат взрывы и выстрелы, а теракты связывают с теми, кто называет себя мусульманами. К мигрантам из Сирии и других мусульманских государств в Европе теперь особо пристальное внимание.

Об этом пишет «Крым. Реалии».

Издание приводит мнение польского исследователя Мариуша Маршевского о том, что стереотип о массовом выходе мусульман из Сирии в Евросоюз — ложный. Большинство представителей новой волны мигрантов далеко не всегда позиционирует себя как соблюдающие каноны религии мусульмане.

− Не видно коллективных намазов, других признаков религиозности, — отметил Маршевский в своем докладе на круглом столе «Будущее христианско-исламских отношений в Европе в контексте современных миграционных процессов», состоявшемся в Киеве.

Исследователь отметил, что до сих пор неизвестно, сколько среди покинувших Сирию христиан и атеистов. А платки, которые носят женщины-беженки из этой страны, не обязательно являются признаком религиозности, они могут быть данью национальной традиции или разновидностью подросткового бунта против нерелигиозных родителей, отметил эксперт. По его мнению, противостояние и конфликты чаще случаются между прибывшими мусульманами и теми, кто не идентифицирует себя ни с одной религией.

Крупнейшие мусульманские общины в Европе — во Франции и Германии. Там преобладают выходцы из Магриба и этнические турки соответственно. Разницей в истории отношений этих стран с теми, откуда прибыли мусульмане или их предки, немецкий писатель и общественный деятель Ахмад фон Деннфер объясняет радикализацию мусульман. Французские, как и британские, мусульмане — выходцы из бывших колоний, ныне живущие в метрополии. Они более склонны к радикальным действиям и этим отличаются от турок, живущих в Германии.

Сейчас в Германии уже второе поколение турок, рожденных в этой стране и идентифицирующих себя с нею. В 60-70-е годы в европейские страны, нуждавшиеся в рабочей силе, массово приезжали граждане Турции (в Германию), Пакистана (в Великобританию), североафриканских государств (во Францию). Наиболее социализированными и толерантными, по мнению Деннфера, являются немецкие мусульмане турецкого происхождения.

В Нидерландах, утверждает докторант Тилбургского университета Роман Назаренко, радикализм свойственен не только мусульманам, но и христианам или тем, кто себя так называет. Голландия за средства госбюджета осуществляет вещание на государственных каналах. Мусульмане составляют около трети населения в некоторых городах, в 128 населенных пунктах построено 380 мечетей с минаретами. Но количество мечетей не избавило страну от вспышек межрелигиозной вражды, констатирует Назаренко. Передача государством пустующих церквей мусульманам провоцирует агрессию тех, кто называет себя христианами. Нападения на ультраправых активистов со стороны радикальных мусульман и призывы местных националистов очистить Нидерланды от приезжих мусульман и не допускать их в страну впредь — таков был фон для межрелигиозного диалога в течение почти 10 лет. Назаренко признал, что в Европе существует христианский экстремизм. «Хотя я сам христианин, я вынужден это признать», — сказал он.

В Украине мигранты-мусульмане делятся на две условные категории. Это внутренне перемещенные лица из неподконтрольных Киеву территорий, а также иностранцы. По данным общественной инициативы КрымSOS, мусульмане составляют около половины из 22 тысяч крымчан, которые были вынуждены переехать на материк с аннексированного полуострова. Юрист инициативы Виктория Савчук отмечает, что ей неизвестны факты ксенофобии в отношении крымских татар.

− Пока как местное население, так и представители власти на местах, например, в Киеве и во Львове, понимают, что крымские татары — братский народ, патриоты, которые отстаивают целостность и независимость Украины, — сказала она в комментарии Крым. Реалии.

Тем не менее, иногда возникают трения между переселенцами, исповедующими Ислам, и некоторыми представителями местного населения. Чаще всего эти конфликты вспыхивают на бытовом уровне вследствие недопонимания со стороны местных жителей культурных и религиозных мусульманских традиций. Так, активист волонтерского движения Таиса Гайда привела пример такого конфликта:

− Вскоре после аннексии Крыма на Винничину с полуострова прибыла группа мусульман-салафитов, отличающихся бескомпромиссностью в соблюдении всех норм религии. На этой почве и возникли трения с местными жителями, которые переросли в драку. У нас принято ходить в гости семьями и уважение выражать в виде бутылки (со спиртным — КР). Мусульмане в гости малознакомых не приглашают, за один стол мужчины и женщины не садятся, алкоголь не пьют. Наши это восприняли как неблагодарность: мол, их приютили, а они в гости не приглашают и столы не накрывают.

Последствием конфликта стало решение местного сельского головы не продлевать временную прописку вынужденным переселенцам. Ситуацией заинтересовались представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, крымским татарам бесплатно помогают адвокаты-добровольцы.

Выход из ситуации местные активисты видят в просвещении украинцев, в знакомстве с культурой и религией соседских народов. Винницкий горсовет летом выделил коммунальное помещение под культурный центр крымских татар. Теперь здание предстоит отремонтировать. Таиса Гайда рассчитывает на просветительскую работу среди земляков. Именно знания о согражданах-мусульманах должны впоследствии предотвратить конфликты.

Крымский правозащитник Энвер Кадыров считает, что любое проявление ксенофобии основывается на бытовых конфликтах.
− Станет бытовой конфликт межрелигиозным или межнациональным, зависит от позиции властей — дадут разгореться или нет, — сказал он Крым. Реалии.

Украина с ее невысоким уровнем жизни не является привлекательной для мигрантов, они используют ее как временное пристанище по пути в страны Евросоюза. Среди нелегальных мигрантов, задержанных пограничниками и помещенными в центр государственной миграционной службы в поселке Рассудов на Черниговщине, выходцы из мусульманских стран в явном большинстве.

− То, что среди задержанных большинство мусульман — это факт, — сказал Крым. Реалии представитель Черниговского общественного комитета защиты прав человека Тухан Эдиев. По его оценкам, при пересечении госграницы Украины со стороны Беларуси и России в Черниговской области среди не допущенных в страну мусульмане составляют около половины.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.