Сфера халяль-индустрии активно развивается не только в странах исламского мира, но и на постсоветском пространстве, в частности в Украине. Все больше людей, и не только мусульмане, выбирают продукцию с маркировкой «халяль». Но как же все начиналось? Как производители продуктов питания в Украине пришли к пониманию необходимости соблюдать строгие требования шариата — исламского права, представляющего собой комплекс предписаний и конкретных норм, общий свод повелений и запретов, регулирующих практически все сферы повседневной жизни мусульман?
В этой статье мы расскажем, как возникла идея создания в Украине экспертной организации, в компетенцию которой входила бы проверка условий производства продукции отечественных предприятий на соответствие строгим требованиям шариата; кто был пионером в деле халяль-сертификации украинских продуктов, и как это помогло Украине заявить о себе на рынках стран исламского мира, расширить географию экономических связей и предложить украинским производителям альтернативу российскому рынку.
Украинские предприятия и в первую очередь производители продуктов питания, стремящиеся удовлетворить потребности внутреннего потребителя и выйти на рынок арабо-мусульманских стран, обязательно должны учитывать строгие требования к экспортируемой продукции.
Так, один из крупнейших отечественных производителей мяса птицы и мясопродуктов в Европе, агроиндустриальный холдинг «Мироновский хлебопродукт» (МХП) — украинцы хорошо знакомы с брендами «Наша Ряба», «Qualiko», «Ukrainian Chicken», «Sultanah», «Assilah», «Секреты Шефа», «Kurator», «Легко!», «Бащинский» — в 2008 году столкнулся с тем, что для экспорта в мусульманские страны необходим сертификат на соответствие продукции требованиям халяля. МХП обратился ко Всеукраинской ассоциации «Альраид», поскольку именно она на тот момент была не только первой, но и единственной организацией в Украине, начавшей в сотрудничестве с шариатским комитетом ДУМУ «Умма» официально сертифицировать продукты питания на соответствие халяльным стандартам.
Акцентируем внимание, Общественный союз «Всеукраинская ассоциация «Альраид» существует без малого четверть столетия и действительно является первой организацией в Украине, которая начала сертифицировать продукты питания согласно стандарту «халяль». Позже, 12 июля 2010 года, был создан Информационно-аналитический центр «Альраид», а уже 11 декабря 2012 года организаторы Всеукраинской ассоциации «Альраид» открыли Центр исследований и сертификации халяля «Альраид».
За более чем 10 лет сотрудничества МХП с Центром исследований и сертификации халяля «Альраид», компания расширила географию экспорта продукции и сегодня является поставщиком в более чем 50 стран — постсоветские республики, страны Азии, Африки и Ближнего Востока — и является одним из спонсоров крупнейшей всемирной выставки халяльных продуктов питания «GulFood» в Дубае (ОАЭ).
Таким образом, Центр исследований и сертификации халяля «Альраид» действительно можно назвать пионером и первопроходцем в этой области, открывшим исламскому миру украинских производителей.
Со временем все больше украинских производителей стали проявлять интерес к сертификации продукции на соответствие стандарту «халяль», а примеру «Альраида» последовали другие мусульманские организации: 23 ноября 2011 года открылся Центр сертификации «Халяль», а позднее, 17 января 2016 года, был открыт Центр сертификации «Халяль глобал Юкрейн», которые также внесли немалый вклад в экономику страны и активно конкурируют между собой — это дает возможность украинским предприятиям с каждым годом экспортировать все больше своей продукции на Ближний Восток и в другие регионы исламского мира.
В 2017 году Центр исследований и сертификации халяля «Альраид» получил такого крупного клиента, как Кондитерская корпорация «Roshen», в очередной раз подтвердив свою безупречную репутацию и высокий статус в сфере халяль-сертификации в Украине.
Важность выхода украинских компаний на рынки стран арабо-мусульманского мира трудно переоценить на фоне геополитических процессов, отразившихся на внешнеэкономической деятельности: с 2014 года, после оккупации Россией части украинских территорий, из года в год наблюдается снижение товарооборота между Украиной и Российской Федерацией. Так, только за первые три месяца 2020 года украинский экспорт в Россию сократился на 15%, и, по данным на апрель 2020 года, Украина теряет на торговле с Россией 569,42 млн долларов; в 2019 году отрицательное сальдо торгового баланса составляло более 1 млрд долларов. Украина сегодня практически не поставляет в Россию продукты питания — больше всего туда экспортируют продукты неорганической химии, черные металлы, котлы и железнодорожное оборудование. Неудивительно, что товаропроизводители начали искать новые рынки сбыта.
В 2014–2015 годах центры сертификации налаживали связи со странами Ближнего Востока и других регионов, получая соответствующие аккредитации и представляя потенциальным потребителям украинскую пищевую продукцию.
В 2015 году Центр исследований и сертификации халяля «Альраид» принял участие в Международной выставке халяльных продуктов в Малайзии (MIHAS), представив Украину и ряд отечественных производителей, прошедших сертификацию.
В том же году представители центра участвовали во Всемирной выставке «Gulfood» в Дубае (ОАЭ) — ставшей стратегически важной для компаний пищевой промышленности, которые установили деловые контакты в регионе с высокими темпами экономического роста и большим спросом на качественные продукты питания. В выставке приняли участие более 3 тысяч участников из 28 стран мира.
В 2016 году Центр исследований и сертификации халяля «Альраид» в очередной раз представил украинских производителей, приняв участие в пятой выставке «World Halal Summit» в Стамбуле, где представители центра познакомились с последними тенденциями в отрасли, встретили новых деловых партнеров, чтобы наладить сотрудничества Украины и Турции в халяльной индустрии.
Годом позже, в 2017-м, Центр сертификации «Халяль глобал Юкрейн» получил аккредитацию GSO, позволяющую сертифицировать продукцию питания согласно стандартам халяля стран Персидского Залива (ОАЕ, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман, Кувейт и Йемен), что вывело его на новый, более высокий уровень. С этого момента все больше и больше украинских производителей начинают сотрудничество с Центром сертификации «Халяль глобал Юкрейн» — он получает определенный статус в сфере халяльной индустрии и завоевывает признание не только украинских производителей, но и партнеров из других стран.
Что касается Центра сертификации «Халяль», то в 2019 году он получает аккредитацию JAKIM и признание в Малайзии, а вскоре и аккредитацию EIAC, что дает возможность сертифицировать продукцию питания на соответствие стандарту «халяль» согласно требованиям ОАЭ.
С 2008 года указанные центры сертификации вносят немалый вклад в развитие халяльной индустрии в Украине, что немаловажно не только для внешнеэкономических связей, поскольку потребителями халяльной продукции являются не только мусульмане, но и все, кто отдает предпочтение здоровому питанию и ответственно подходит к выбору пищевых продуктов. С каждым годом все больше такой продукции можно видеть на полках украинских супермаркетов, на рынках; многие предприятия общественного питания при выборе продуктов также отдают предпочтение товарам, имеющим халяль-сертификацию.
Сегодня в Украине существует более 20 центров сертификации халяля, однако не каждый соответствует высоким требованиям шариата, поскольку они касаются не только производителей, но и самих центров. Проведя исследование, мы обнаружили, что из большого числа таких центров не вызывают сомнений и авторитетными все также остаются Центр исследований и сертификации халяля «Альраид», Центр сертификации «Халяль» и Центр сертификации «Халяль глобал Юкрейн».