Жизнь мусульманки в Республике Молдова

Исламская лига Республики Молдова
Исламская лига Республики Молдова

Кто они, мусульмане, и как их воспринимает молдавское общество? Трудно ли жить, учиться или работать, нося хиджаб? И какие чаще всего стереотипы возникают у людей по отношению к мусульманам? На многие из этих вопросов я надеялась найти ответ в одной молдавской мечети, где и познакомилась с представителями Исламской лиги Республики Молдова.

Исламская лига РМ  организация для мусульман, постоянно или временно проживающих в Молдове. Она была создана в 2011 году для объединения последователей Ислама с целью защиты интересов, повышения знаний и проведения совместных молитв. В Исламской лиге РМ часто организуются встречи для студентов, где затрагиваются вопросы, связанные с правами женщин в Исламе, понятием террора в современном мире и отношением между мусульманами и христианами.

По данным этой организации, в Республике Молдова проживает около 15 тыс. мусульман. Большинство из них приезжие: арабы, сирийцы, турки, татары, азербайджанцы и африканцы, прибывшие в поисках убежища, а также по работе или учебе. Но есть и молдаване, принявшие Ислам  к их числу относится и председатель Исламской лиги РМ Сергей Сокиркэ, который и рассказал о распространенных стереотипах по отношению к мусульманам: «В нашей стране стереотипы в основном негативные: террористы, экстремисты, опасные, воинственные, необразованные, чужие. Путешествуя по другим странам, такого не встретишь. Здесь же люди находятся под пропагандистским колпаком православной церкви с одной стороны и средств массовой информации с другой. У нас на очень низком уровне понятие толерантности, здесь чужды нормальное отношение к сосуществованию различных религий, культур и национальностей. Также очень низкий уровень желания духовно развиваться и высокий уровень боязни перемен».

И в самом деле, по данным «Исследования по восприятию и отношению к Равенству в РМ» (2015), в отношении людей к мусульманам доминируют определения: агрессивные, фанатики, террористы, экстремисты. Из позитивных терминов статистика говорит о религиозности мусульман, но участники исследования так же считают, что мусульмане не толерантны к другим религиям и что они оправдывают верой наказание тех, кто имеет другое мировоззрение. Восприятие же другого религиозного меньшинства у граждан Молдовы имеет более позитивный характер.

У ТЕРРОРИЗМА НЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

Почему все же понятие террора в современном мире так тесно связывают с Исламом? Кому это выгодно?

 Бог даровал мусульманам земли с огромными запасами природных ископаемых, из которых главными являются нефть и природный газ. Так сложилось, что технический прогресс первым пришел в западные страны, а ресурсы были сконцентрированы в исламских. И чтобы прогресс продолжался, ресурсы должны быть подконтрольными. Ислам не допускает ни алкоголь, ни наркотики, ни другие грязные инструменты, с помощью которых можно ставить в зависимость страны и контролировать массы, даруя им «неограниченные» развлечения и удовольствия. Появилась необходимость оправдать агрессию против этих стран, представив во всем мире Ислам как абсолютное зло, как некую угрозу человечеству. А это возможно только посеяв страх к мусульманам в головах людей на подсознательном уровне. Поэтому Ислам и привязывают к террору,  заявил Сокиркэ.

«Аллах не любит нечестие» (сура Корова 2:205)

Благодаря Исламской лиге РМ я познакомилась с Аней. Она мусульманка родом из Молдовы и уже девять лет как приняла Ислам. Аня  не её настоящее имя, для статьи она решила остаться инкогнито. С самого начала нашего диалога Аня призналась, что религия всегда её привлекала. По рассказу девушки, даже сейчас, работая менеджером в косметической компании, она стремится повысить свой уровень знаний и проходит онлайн курсы, где изучает арабский язык и «таджвид», правила чтения Корана.

По образованию она преподаватель биологии и химии. Обучение детей в школе ей приносило большое удовольствие, поэтому после курсов она хотела бы продолжить передавать свои знания, но уже на духовную тему. На мой вопрос, как всё же получилось, что она приняла Ислам, Аня сказала, что зная Библию, решила узнать, в чем отличия между ней и Кораном. Но предшественником того, что она начала читать Коран, был один удивительный сон: «Снится мне,  рассказывает Аня  что я шла по пустыне, и со мной шло много-много людей. Я себя увидела в красивом длинном парчовом платье, голова у меня была покрыта. Я шла впереди, а сзади меня шла большая толпа. Люди очень радовались. И когда я останавливалась, чтобы обернуться, они хлопали в ладони (я улыбнулась, представляя эту картину). Среди них был человек с бородой в белой одежде. Он выделялся своей красотой, и люди слушались его, хотя он не шёл впереди всех. Когда я дошла до большого здания с высокими колоннами, то поднялась на пару ступенек и дотронулась, чтоб открыть дверь, а люди позади меня остановились и замерли. И когда я стала открывать дверь, чтобы зайти, они начали меня поздравлять и радоваться. И в этот момент я проснулась»

Как вы думайте, кто этот человек?

Многие христиане сказали бы, что это Иисус привел меня в то место. Мусульмане же скажут, что это пророк. Он дал мне путь, куда я должна была прийти.

Для мусульман Ислам  это их жизнь, их традиция. Они не смотрят так остро на многие вещи, на которые ты обращаешь внимание как принявший Ислам. Мусульмане радуются, что ты принял их веру, потому что понимают, что многие вещи они делают автоматически: они родились, их родители так научили, и они плывут по течению. Мы же, принявшие другую религию, колоссально меняем свою жизнь.
«Моя мама надеялась, что она когда-нибудь меня поймет»

Как отнеслись к вашему выбору близкие вам люди?

 Так получилось, что я не сказала маме, что приняла Ислам, и старалась долгое время всё это хранить в секрете. Но моя мама знала, куда я хожу. Сначала она воспринимала мои приглашения в мечеть как увлечение, но когда поняла, что для меня это нечто важное и что я меняюсь в сторону своего выбора, она меня восприняла как предателя. До сих пор не может принять мою религию и образ жизни. Не постесняюсь сказать, что она стыдится меня, потому что я надеваю платок и ношу длинную одежду.

Когда я спрашивала ее: «Я не пью, не курю, не гуляю. Чем тебя мой образ жизни раздражает?», она могла со злости ответить: «Лучше бы ты пила, курила и гуляла, чем приняла Ислам! Ты позоришь меня перед соседями, так как ходишь в платке!»

Моя мама ведёт более европеизированный образ жизни. Она привыкла, что я её слушаюсь во всем, поэтому и считает, что я отвернулась от неё, приняв Ислам. Но я видела, что моя мама живет надеждой, что когда-нибудь она меня поймет. Мои остальные родственники приняли со временем мой выбор.

Какие у вас сложились отношения на работе с начальством?

 Поскольку я работаю среди христиан, на работе не могу носить хиджаб  мои работодатели не приняли то, что я закрываю волосы. Но к остальной одежде они относятся положительно и не имеют ко мне претензий. Со временем они пришли к этому.

Как восприняли вас коллеги по работе и друзья после конвертирования?

 Они категорично отнеслись к моему выбору. Но со временем, видя мой образ жизни, их мнение изменилось Они видели, что я могу держать пост, и до сих пор удивляются, как это человек не пьет, не ест, и почему я над собой так издеваюсь. Я же привожу им пример, как постятся в христианстве богатые и бедные люди. Богатый, например, выбирает одни продукты, бедный же может сидеть на одной каше и воде, потому что не может себе позволить другое. В Исламе же богатый и бедный приравниваются.

Мой круг друзей до Ислама и после никак не изменился. Если они приглашают меня в гости, где есть алкоголь, то понимают, что я могу не прийти, но это их не обижает, потому что я уважаю их, а они меня.

«Эй ты, мусульманка, да я тебя вообще никуда не повезу!»

Аня, как получилось, что у вас три раза подряд были неприятности с одной и той же службой такси?

 Первый случай произошел в октябре прошлого года. На тот момент я ходила на уроки в вечернее время. Добраться с того района до моего дома было очень трудно, потому что не было прямого маршрута общественного транспорта. Когда я вызвала службу такси 14222, водитель остановился рядом, потом хлопнул дверью и уехал. Я сначала подумала, что это не тот таксист, но когда позвонила в службу, они не могли дозвониться до водителя. И когда я сказала, что мусульманка и это неуважение ко мне и моей религии, они извинились и вызвали другую службу такси.

Второй раз произошёл в ноябре, таксист увидел меня в платке и проехал мимо, даже не останавливаясь. Но это был мой заказ, так как я запомнила его номер. Рядом со мной стоял таксист другой службы. Видя, что я стою 10 минут и стараюсь найти другую машину, он предложил меня довести, потому что время было уже позднее. Я согласилась.

В третий раз я вызвала ту же службу, чтобы добраться до обеда в мечеть. Мало того, что проезжая, он не остановился там, где должен был по заказу, в добавок, он встал на противоположной стороне улицы и закричал мне: «Эй, ты, перейди дорогу, мне неудобно развернуться!». Я ему сказала по телефону, так как до этого он опоздал: «Зачем переходить дорогу, когда мне ехать в другую сторону?». Десять минут прошло, пока он развернулся, а потом сказал: «Эй ты, мусульманка, да я тебя вообще никуда не повезу!» и, матерясь, захлопнул передо мной дверь и уехал. Тогда я даже расплакалась. Я столько времени его ждала, а он приехал и унизил меня. Когда я опять позвонила в службу и сказала, что это не первый случай, когда их водители позволяют себе такие вещи, меня соединили с администратором, и я предъявила им свои претензии: «Я мусульманка и это третий случай, когда с вашей службой у меня такие недоразумения. Я это воспринимаю как оскорбление и больше не буду пользоваться вышей службой такси». Конечно, они принесли свои извинения, сказав, что выяснят, кто был водителем автомобиля, но больше я им не звонила.

В надежде узнать, как был решен этот вопрос, я обратилась по телефону к администратору службы такси 14222Стелле Соломон и рассказала подробно об этих трёх случаях. Госпожа Соломон ответила мне, что в первый раз слышит о них и что по такому вопросу к ней лично никто не обращался. Так же она заявила, что у них есть код этики для таксистов: «К нам часто обращаются люди арабской национальности. Основная масса наших пассажиров они и есть. Получается, у нас вообще не должно быть пассажиров?».

Я дала госпоже Соломон номер телефона мусульманки, чтобы она проверила его в базе. Через короткую паузу администратор вновь заявила, что никаких обращений или жалоб по этому номеру к ним не поступало, и что она бы запомнила этот случай: «Если у нее (у мусульманки) нет моего номера телефона, значит, она ни к кому не обращалась. Наши диспетчеры не связывают напрямую с администрацией, а могут лишь дать номер телефона».

Я проконсультировалась у юриста Коалиции по недискриминации Иона Бамбуляка: «В случае дискриминации человек может обратиться в Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства на базе Закона нр. 121 по обеспечению равенства, либо обратиться в судебную инстанцию. Также человек может позвонить нам в Коалицию по Недискриминации по номеру: 0 8003 8003, где может получить бесплатную консультацию юриста, специализирующегося в делах дискриминации.»

Я поинтересовалась у Ани, чему её научила эта история и что она могла бы посоветовать другим людям: «Воспользовавшись другой службой такси, я убедилась в том, что не нужно зацикливаться на чем-то и обижаться, потому что люди бывают разные, и мы должны воспринимать их такими, какие они есть. Закрывать все же глаза на эти случаи не стоит, потому что могут произойти и другие подобные истории. Имея права, мы должны ими смело пользоваться и идти до конца.»

ПРИНИМАЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, МЫ УВАЖАЕМ ИХ ДОСТОИНСТВО

 Люди замечают,  продолжила Аня.  что у нас в стране много мусульман, которые хотят, чтобы соблюдались их права, им давали место для молитвы и для проведения праздников. Но многим это не нравится. Они говорят, что мы ортодоксальная страна, что мы не позволим чужим качать свои права. Они считают, что мусульмане  это люди, пришедшие из других стран, но я же местная и говорить мне так они не должны.

Сегодня Европа дала зеленый свет беженцам, но к ним присоединилось очень много людей, которые не являются таковыми и воспользовались ситуацией. Приезжая в другую страну, они должны уважать закон того государства, а не только требовать соблюдения своих прав. Поэтому мне очень обидно, когда мусульман подозревают там, где происходят насилия, ограбления и убийства, потому что люди, которые знают Ислам и считают себя истинными мусульманами, никогда этого не сделают.

Были ли у вас и другие ситуации нетолерантности со стороны кого-либо?

 Хотя у нас в стране много мусульман, очень часто я вижу со стороны людей непонимание того, что я приняла Ислам, а жалость, потому что они думают, что муж у меня мусульманин и он заставил меня одеть платок. Они считают, что мусульманки забитые женщины, которые сидят дома, нянчат детей и больше ничего не видят. Но это не так. Ислам призывает женщин к самообразованию. Он освобождает их от обязанности зарабатывать деньги, но на нее ложится другая ответственность. Этим Ислам не унижает ее права, а наоборот, оберегает.

Каким все же образом можно искоренить проблему дискриминации по отношению к мусульманам?

 Люди, которые хотят знать или уже имеют какие-то знания об Исламе, никогда не будут относиться категорично к этой религии. Они будут находить как плюсы, так и минусы. Думаю, что люди, сталкивающиеся с хорошими мусульманами, которые приходят на помощь самим же христианам, понимают, что мусульмане  не те, которые воюют и распространяют бесчестие. Наша задача здесь, так как нас меньшинство, просто говорить и показывать своим примером, какой Ислам на самом деле, не приукрашивая, а показывая его истинное лицо.

Источник: botanvictoria.wordpress.com

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.