Киевская Русь глазами арабского путешественника XII века. Часть первая

Киевская Русь глазами арабского путешественника XII века. Часть первая
Карта путешествий Аль-Гаранати
Киевская Русь глазами арабского путешественника XII века. Часть первая
Свинцовые пломбы для связок беличьих шкурок
Киевская Русь глазами арабского путешественника XII века. Часть первая
Караван арабских купцов
Киевская Русь глазами арабского путешественника XII века. Часть первая
Киевская Русь глазами арабского путешественника XII века. Часть первая
Киевская Русь глазами арабского путешественника XII века. Часть первая
27.10.2017
Оцените статью: 
(522 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

Киевская Русь XII века до сих пор остается terra incognita как для историков, так и для всех тех, кто интересуется ранним средневековьем на землях нынешней Украины. Среди относительно небольшого количества достоверных источников особо выделяется работа арабского путешественника и географа Абу Хамида аль-Гарнати.

Аль-Гарнати родился в мусульманской Андалузии, в городе Гранада, на что указывает его нисба (Гранада по-арабски Гарната). Долгое время датой его рождения было принято считать 1080 год, но в последнее время она правомерно ставится под сомнение, а более реальной считается 1100 год. На своей родине будущий путешественник прожил не долго, уже в юности он отправился получать образование в страны Ближнего Востока. Всего за несколько лет он посетил Египет, Сирию и Ирак.

В Египте исследователь слушал лекции известных в ту пору мусульманских богословов. Позднее, посетив Багдад, он уже считался знатоком хадисов и преподавал в тамошних медресе, одновременно с этим пополняя свой багаж знаний. В 1130 году аль-Гарнати отправился на Кавказ, затем в низовья Волги, в город Саксин. Этот населенный пункт на два десятилетия стал своеобразной базой, с которой он совершал путешествия по странам Восточной Европы и Средней Азии.

Находясь в незнакомых странах, аль-Гарнати всегда искал любую возможность для проповедования Ислама. При этом он не забывал и о хлебе насущном. В свои путешествия аль-Гарнати брал товары и с выгодой их реализовывал, что свидетельствует о его предпринимательском таланте. Кроме того, путешествующих купцов, как правило, охотно принимали во многих странах и городах, независимо от того, какую религию они исповедовали.

В 1150 году аль-Гарнати отправился в путешествие по землям Киевской Руси. Его дорога пролегала из Булгара по реке, которую он назвал в своих записках Нахр-ас-Сакалиб — «Славянская река». Это название уже не раз встречалось у разных арабских авторов. Достаточно вспомнить события, связанные с походом арабского военачальника Мухаммада ибн Марвана против хазар в 737 году.

Тогда аль-Куфи и ряд других арабских историков писали о том, что ибн-Марван достиг берегов какой-то «Славянской реки». Современные исследователи считают, что речь идет о Доне или Волге. Но вполне вероятно, что и аль-Куфи и аль-Гарнати имели в виду реку Ока. Это выглядит достаточно правдоподобно, учитывая, что по Оке лежит наиболее короткий водный путь по направлению к Киеву. Именно туда отправился аль-Гарнати.

Описывая далекие и незнакомые страны, путешественник, как это было принято в его эпоху, нередко сообщал совершенно фантастические сведения, похожие, скорее, на байки, которыми делятся на привале путешественники, стараясь удивить друг-друга. С другой стороны, некоторые абсолютно реальные подробности о жизни и быте северных стран вызывали удивление у читателей и слушателей аль-Гарнати из региона Ближнего Востока.

К примеру, его обстоятельный рассказ о хождении северян на лыжах по снегу воспринимался в арабских странах, как нечто совершенно поразительное. «А дорога к ним по земле, с которой никогда не сходит снег; и люди делают для ног доски и обстругивают их; длина каждой доски ба, а ширина — пядь. Перед и конец такой доски приподняты над землей, посредине доски место, на которое идущий ставит ногу, в нем отверстие, в котором закреплены прочные кожаные ремни, которые привязывают к ногам.

А обе эти доски, которые на ногах, соединены длинным ремнем вроде лошадиных поводьев, его держат в левой руке, а в правой руке — палку длиной в рост человека. А внизу этой палки нечто вроде шара из ткани, набитого большим количеством шерсти, он величиной с человеческую голову, но легкий. Этой палкой упираются в снег и отталкиваются палкой позади, как делают моряки на корабле, и быстро двигаются по снегу. И если бы не эта выдумка, то никто не мог бы там ходить, потому что снег на земле вроде песка не слеживается совсем».

Любопытные подробности аль-Гарнати сообщал также о жизни и быте славян Киевской Руси. Особое внимание он уделил торговым операциям. Для арабского купца и путешественника было открытием, что на Руси в качестве денег использовались связки старых беличьих шкурок. Впервые об этом сообщил другой мусульманский путешественник Ахмед ибн Фадлан, посетивший в 921–922 годах Булгар и ставший свидетелем торговых сделок русичей.

«Дирхемы русов — серая белка без шерсти, хвоста, передних и задних лап и головы… Если чего-либо недостает, то от этого шкурка становится бракованной. Ими они совершают меновые сделки, и оттуда их нельзя вывезти, так что их отдают за товар. Весов там не имеют, а только стандартные бруски металла. Они совершают куплю-продажу посредством мерной чашки».

Следует отметить, что волжские булгары, принявшие Ислам в период пребывания там ибн Фадлана, сами охотно использовали связки шкурок для меновой торговли. Для того, чтобы не было обмана, на шкурках ставилась печать князя, а связки пломбировались специальными свинцовыми пломбами. Расширение международной торговли привело к тому, что беличьи шкурки стали использовать в качестве эквивалента денег даже купцы скандинавских стран, Германии и Польши.

Но единственным представителем стран Ислама, оставившим подробное описание меновой торговли славян Киевской Руси, был аль-Гарнати. Вот что он писал: «Рассчитываются они между собой старыми беличьими шкурками, на которых нет шерсти, и которые нельзя ни на что никогда использовать, и которые совсем ни на что не годятся. Если же шкурка головы белки и шкурка ее лапок целы, то каждые восемнадцать шкурок стоят по счету серебряный дирхем, связывают [шкурки] в связку и называют ее джукн. И за каждую из таких шкурок дают отличный круглый хлеб, которого хватает сильному мужчине».

Причиной, побудившей русичей использовать связки шкурок в качестве денег, было ограниченное обращение серебряной монеты в землях славян. Дело в том, что попытки чеканить деньги предпринимались князьями Владимиром и Ярославом Мудрым. Небольшое количество этих монет с изображением родового знака Рюриковичей — тризуба, найдено на территории современной Украины.

Однако количество отчеканенной монеты было явно недостаточно для нормального функционирования валютного рынка. Торговля с исламским миром давала приток дирхемам, которые в Х веке даже стали основной денежной единицей Руси. Но с упадком Арабского халифата ослаб приток серебряной монеты с Востока. Именно поэтому вплоть до конца ХV века беличьи шкурки служили разменной монетой для большинства восточноевропейских стран.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.