По следам эмира Хаджибея

По следам эмира Хаджибея
Мечеть Хаджибея в селении Таракташ
По следам эмира Хаджибея
Монеты Бердибека
По следам эмира Хаджибея
Убийство Бердибека
По следам эмира Хаджибея
По следам эмира Хаджибея
По следам эмира Хаджибея
20.07.2016
Оцените статью: 
(508 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

В 1359 году в результате заговора был убит золотоордынский хан Бердибек. С его смертью крупнейшее мусульманское государство Европы  Золотая Орда  вступило в длительный период междоусобных войн, которые в русских летописях получили название «Великая замятня».

Вторым человеком в государстве при Бердибеке, согласно сообщению Ибн Халдуна, был молодой беклярибек Мамай, сделавший стремительную карьеру благодаря женитьбе на ханской дочке. Со смертью Бердибека Мамай потерял свою должность, но остался одним из самых влиятельных эмиров в государстве.

Мамай происходил из влиятельного монголо-тюркского рода кыйят, который выдвинулся на политическую арену в середине XIII в. благодаря талантливому полководцу Бурундаю. В начале XIV в. видное положение при дворе ханов Тохты и Узбека занимал кыйят Ак-Буга.
Род кыйят не принадлежал к потомкам Чингисхана, поэтому его представители, даже занимавшие самые высоки должности в Золотой Орде, не могли претендовать на ханский трон. Самого Мамая чингизиды с презрением называли «кара киши»  «черный человек» или человек «черной кости».

О происхождении предков Мамая достоверной информации очень мало, что вынуждает историков пытаться путем реконструкции, с опорой на косвенные свидетельства, воссоздать биографию его семьи. В сочинении «Тарих-и-Достан-Султан» Утемиш хаджи дедом беклярбека назван Тенгиз-Буга, а отцом некий Алач. В Чингиз-наме Дафтари говорится, что Мамай был сыном Алачи-бия.

Большинство источников сходятся на том, что семья Мамая имела в Крыму «родовые земли». Аль-Калкашанди сообщает, что «в 750 году правителем в нём (Крыму) был Зайд ад-Дин Рамадан, после которого утвердился Алибек, сын Исы, сын Тулуктемира. Я (аль-Калкашанди) видел в некоторых летописях, что правителем в нём в течении 776 г. х. (1374/75) был Мамай». В другом месте аль-Калкашанди называет Алибека визирем с приставкой «Ходжа», добавляя: «Это тот, с которым была начата переписка в 765 году» (речь идёт о письме Алибека египетскому султану).

И. В. Зайцев в своей работе, посвященной отцу Мамая, приводит цитату из «Исторической справки» («Доводы»), составленной во время правления последнего крымского хана Шахин Гирея. В документе, в частности, говорится: «По распоряжению мугуллов означенные земли от берегов реки Волги до так называемого Маяк-Азыз, брода на реке Днестре, вручил в правление командовавшему над всем ханским войском правой руки беклербею Мамай-бею, сыну Хаджина».

По мнению И. В. Зайцева которым мы согласны), Алачи-бий, Ходжа Алибек и Хаджин  это одно и то же лицо, участник битвы на Синих Водах, эмир Хаджибей. Для того, чтобы подкрепить это утверждение, нужно принять во внимание и тот факт, что зятем хана Бердибека мог стать только член правящей элиты. Несомненно, что именно отец Мамая, занимая пост визиря, открыл сыну дорогу в ханский дворец.

В крымском поселке Таракташ (ныне территориально в составе города Судак) находится старинная мечеть Хаджибея (Аджибея), построенная в конце XVIII в. На первый взгляд она никоим образом не связана с именем татарского эмира XIV в. Однако это только на первый взгляд. В 1666 году османский путешественник Эвлия Челеби был в Таракташе и видел существовавшую там мечеть. Она тоже носила имя Хаджибея. Таким образом, можно предположить, что мечеть XVIII в. была построена на месте гораздо более древнего сооружения.

Первое упоминание о Таракташе относится к 1365 году. В тот год генуэзцы, пользуясь неурядицами в Золотой Орде, захватили Судак и еще 18 населенных пунктов Крыма. Часть этих земель являлись собственностью рода Мамая. Именно поэтому могущественный беклярбек не стал терпеть захватчиков, изгнав их из Крыма.

Позднее, уже после смерти Мамая, в 1381 году хан Тохтамыш заключил договор, по которому все эти земли были переданы генуэзцам. В списке населенных пунктов, который прилагался к договору, есть и селение Таракташ. Вероятно, Хаджибей построил мечеть в Таракташе в период, когда он был правителем в Крыму в конце 50-х годов XIV в. Можно предположить также, что к концу XVIII в. древняя мечеть сильно обветшала, это и стало причиной строительства нового храма.

Нуждается в пояснении и участие Хаджибея в сражении на Синей Воде. В 1362 году, зная о том, что в Золотой Орде нет хана, великий князь Литовский Ольгерд двинул свои войска на Киев. Для того, чтобы остановить продвижение литовцев, была собрана сравнительно небольшая армия во главе с тремя эмирами: бывшим беклярбеком при хане Джанибеке Кутлуг-Бугой, Хаджибеем и неким Темиром (в летописях называемом Димитрием).

Противостоять Ольгерду татарский отряд не смог ввиду своей малочисленности, что позволило литовскому князю установить временный контроль над довольно значительной территорией Подолья и Киевщины. Мамай в это время находился на восточных улусах Золотой Орды, ведя ожесточенную борьбу с претендентом на ханский трон Муридом. В тот момент он просто не мог бросить против Ольгерда достаточно сильную армию.

В 1380 году Мамай потерпел поражение в сражении с ханом Тохтамышем и был убит в Крыму. Его потомки ушли в Великое княжество Литовское, приняли христианство, став родоначальниками князей Глинских. Что касается его отца, то еще при жизни эмира один из лиманов в местах летних татарских кочевий получил название Хаджибейский, которое сохранил до наших дней.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.