В VI веке славянские племена начинают миграцию с севера на земли Византийской империи. Они заселяют Фракию, Македонию, а в VII веке их поселения появляются в Малой Азии. Возникновение и стремительное расширение Арабского халифата привело к прямому контакту славян и арабов.
Одним из первых упоминаний о славянах на землях Арабского халифата является сообщение ал-Масуди. В нем говорится о том, что в период правления праведного халифа Усмана Ибн Аффана (644–656) «один из сподвижников пророка Мухаммада Абу Зарр резко критиковал стремление к стяжательству, проявившееся у арабских вождей после завоеваний, и потому считался неблагонадежным. Такой репутацией пользовался он и в Сирии, где находился вместе с ее наместником Муавийей, будущим халифом и основателем династии Омейядов. Опасаясь, что вокруг Абу Зарра могут начать собираться потенциальные бунтовщики, Муавия написал о нем Усману. Халиф предложил Муавийи направить Абу Зарра в Медину. Муавия так и сделал, причем не упустил случая унизить Абу Зарра. Абу Зарр был посажен на верблюда с жестким деревянным седлом, о которое стер себе кожу, а в провожатые дали ему пятерых славян (сакалиба), которые подгоняли животное». Это сообщение в пересказе Д. Мишина свидетельствует о том, что уже в середине VII столетия арабы имели прямые контакты со славянами в ближневосточном регионе.
Какими путями славяне попадали на Ближний Восток, Северную Африку и Испанию? Помимо переселенческих волн, часть сакалиба в результате многочисленных военных кампаний оказывается в плену, затем через посредников (еврейских и западноевропейских купцов) их продавали в рабство.
В 737 году арабский военачальник и государственный деятель Марван совершает поход против Хазарского государства. В результате похода войска халифата достигают «славянской реки» (Дон или Северский Донец). Там они берут в плен 20 тыс. человек сакалиба, которых переселяют в Кахетию (регион Грузии).
Византийский историк Феофан Исповедник (ум. 818 г.) сообщает о походе Абд ар-Рахмана (сына выдающегося мусульманского полководца Халида Ибн ал-Валида) на византийскую Малую Азию (663–664 гг.). В результате успешного похода, по словам Феофана, 5 тыс. славян перешли на сторону мусульман. Своих новых союзников арабы поселили в Сирии в Селевкоболосе (современный город Сукайлабийя).
В конце VII века византийский император Юстиниан II, нарушив мирный договор с Халифатом, собрал большое войско, в котором было 30 тыс. славян, и двинулся походом против мусульман. Арабы пытались миром разрешить конфликт, но император был непреклонен. Тогда арабский полководец Мухаммад послал вождю славян Небулу подарок — колчан, полный золотых монет. Подарок произвел хорошее впечатление на вождя. В итоге 20 тыс. славян присоединились к армии мусульман и совместными усилиями разгромили византийцев. После сражения арабы выделили славянам для поселения землю в районе Антиохии.
В середине VIII века в Малую Азию хлынул новый поток славянских мигрантов. Это были выходцы с Балканского полуострова, не желавшие подчиняться болгарскому хану Телецу. Византийский патриарх Никифор в своем сообщении об исходе славян называет цифру переселившихся — 200 тыс. человек.
Со временем переселенцы из славянских стран, жившие на землях Арабского халифата, усваивали арабский язык, обычаи и традиции местных народов. Уже к концу VIII века большинство из них приняло Ислам. К этому времени относится налаживание торгово-экономических связей славян с исламским миром.
Выдающийся арабский историк аль-Масуди в своем труде «Мурудж аззахаб ва ма’адин ал-джавахир» писал: «Самый многочисленный славянский народ — лужане. Они ведут торговлю в Андалузии, Константинополе и у хазаров». В другом месте аль-Масуди сообщает о том, что бобровый мех доставляется в Андалузию из Киева.
Начавшееся в Х веке наступление германских князей на земли западных славян дало новый толчок работорговле в Европе. В ходе походов захватывалось множество пленных, которые попадали на невольничьи рынки Франции и Италии. Впоследствии часть из них оказывалась в Андалузии и Северной Африке. Посредниками в торговле рабами в Европе были еврейские купцы, которые имели налаженные связи во многих странах Запада и Востока.
Арабский путешественник Абу Хамид аль-Гарнати приводит рассказ о том, как он купил двух девочек в Венгрии, заплатив за одну 5, а за другую 10 динаров, что, по его словам, является обычной ценой за подобный «товар». Купцы из Вердена, Майнца, Кельна и Лиона собирались в караваны, которые двигались в сторону Пиренейского полуострова. Их главным товаром были рабы из славянских стран. Не брезговали работорговлей и венецианские купцы, отправлявшие рабов в Египет и Ливию своими кораблями.
Некоторые славяне-сакалиба, благодаря своим талантам, смогли достичь высокого положения в Арабском халифате. К примеру, Джаузар ас-Саклаби был управляющим дворца халифа в Кордове, при этом считался прекрасным знатоком арабского языка. Были среди славян, обращенных в Ислам, и знатоки хадисов (Наср ас-Саклаби). Славяне Хайран и Зухайр вели просветительскую работу в мечети Альмерии. Зухайр, согласно Ибн ал-Хатибу, обращался за советами к мусульманским факихам и поступал по их указанию.
Во второй половине ХІ века приток славянских невольников на рынок рабов резко уменьшился. Это было вызвано тем, что католическая церковь предприняла ряд шагов по запрещению продажи христиан евреям. Кроме того, многочисленные славянские государства к тому времени уже сами представляли достаточно серьезную военную силу, способную отразить набеги соседей.
С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»