Священные камни Аккермана

Священные камни Аккермана
Фундамент восьмигранной мечети
Священные камни Аккермана
Минарет
Священные камни Аккермана
Священные камни Аккермана
30.03.2017
Оцените статью: 
(292 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

История города Аккерман насчитывает более 2500 лет. Это древнейший город Украины, являющийся одной из колыбелей исламской культуры и цивилизации в Северном Причерноморье. Средневековый Аккерман возник на месте древнегреческого города Тира, руины которого можно и сейчас увидеть неподалеку от знаменитой Аккерманской крепости.

Возникновение средневекового Аккермана, большого торгового города и крепости, напрямую связано с монголо-татарским завоеванием Бессарабии в 40-х годах XIII в. Выгодное местоположение на берегу Днестровского лимана, а также на перекрестке торговых путей, ведущих из балканских стран в Польшу, Русь, Крым, Кавказ и Среднюю Азию, позволило стать городу центром деловой активности черноморского региона. Генуэзцы, имевшие в Аккермане серьезное влияние, называли его Монкастро (Черный замок).

В XIV в. город стремительно развивался благодаря покровительству могущественных золотоордынских ханов  Узбека и Джанибека. Археологические раскопки, проведенные в Аккермане, свидетельствуют о присутствии в городе значительного по численности мусульманского населения. Культурный слой XIIIXIV вв. составляет порядка 22,5 м.

В. Егоров, автор «Исторической географии Золотой Орды» отмечает: «Особое значение имеют исследованные во время раскопок Аккермана жилища рядового населения, подчеркивающие тесную связь города с центральными районами Золотой Орды. Особенно хорошо это проявляется в отдельных чертах бытового устройства жилищ: наличие печей (тандыров), лежанок (суф), умывальников в полу (тошна)».

С началом внутренних конфликтов в Золотой Орде, а также в результате давления набиравшего силу Молдавского княжества мусульманское население постепенно покинуло Аккерман. Согласно молдавским источникам, тюркский этнический субстрат в этот период сохранился в Бессарабии лишь фрагментарно. Оставшиеся небольшие группы татар перешли на службу к молдавским князьям и боярам.

Представляет интерес версия историка Н. Руссева о происхождении названия Аккермана. В 30-е годы XIV ст. арабские авторы Абу-л-Фида и аль-Омари упоминали город как Акчакермен. На древнетюркском акча  это серебряная монета (акче  денежная единица Османской империи). Из этого Руcсев делает вывод о том, что первоначальный смысл названия города был связан с его богатством и преуспеванием.

В 1484 году османский султан Баязид I при поддержке крымского хана Менгли-Гирея разгромил молдавскую армию и захватил Аккерман. Среди первых дел, которыми отметился султан на земле Буджака, была закладка мечети, названной впоследствии в его честь. О ней несколько раз упоминал в своей «Книге путешествий» Э. Челеби: «Из мечетей [в Аккермане] великолепна мечеть султана Баезида, старинная и простая на вид, Мечеть хана Менгли-Гирея, мечеть Ваиз-джами, мечеть султана Селима хана  все это большие отказы татарских ханов [в пользу вакфа]».

Менгли-Гирей также построил мечеть, которая стала не только религиозным символом, но и свидетельствовала о влиянии Крымского ханства в Буджаке и во всей Бессарабии.

Не только в Аккермане, но и в других городах Буджака: Килие, Измаиле, Татарбунарах преобладало турецкое население, в сельской же местности жили полукочевые племена ногайцев, которые в XVI ст. образовали Буджакскую орду.

Конец XVXVIII вв.  это период расцвета торговли, ремесел и науки в Аккермане. Это также и период расцвета Ислама. Э. Челеби называл лишь четыре мечети, которые он видел в городе. Но несомненно, что в таком крупном полисе их было значительно больше, так как путешественник описал лишь те молитвенные дома, которые находились в пределах крепости, но за ее стенами было несколько больших мусульманских кварталов, в которых, вероятно, были небольшие мечети.

В XVIII в. в Аккермане жил Мухаммад бин Мустафа аль-Аккирмани, автор «более чем шестидесяти трудов в различных областях религиозного и научного знания, написанных на арабском и турецком языках Наиболее значимые работы аль-Аккирмани  это как комментарии, так и отдельные произведения. Так, например, наиболее известный Комментарий на тафсир аль-Байдави, Комментарий на Сахих аль-Бухари, Комментарий на сорок хадисов аль-Биркави, Действия поклонения и отдельные намерения, Послание о еретических сектах, Жемчужины вероучительных принципов, Послание о богословии, Определения наук и положение авторов» (М. Якубович).

В 17111712 годах Аккерман был одним из центров снабжения армии запорожских казаков Пилипа Орлика, вынужденных покинуть свои родные земли и бежать на территорию Османской империи после Полтавской битвы (1709). В разъяснении, изданном в качестве приложения к ферману султана Ахмеда ІІІ, от 16 февраля 1712 года говорится: «Поступила просьба от гетмана Барабаш (Пилипа Орлика) относительно отпуска некоторого количества зерна для прокормления, в соответствии с [поставками] прошлого года, двум тысячам человек конницы, которые являются Буткалы и Барабаш [казаками] и которые находятся в Кадеш Ормани, являющемся окраиной Озю (Очакова). Существует ферман о выделении пятнадцати тысяч киле муки, [предназначенных] для прокормления упомянутых двух тысяч человек конницы, и раньше такое же количество муки было взято от Липовалы Ахмеда,  пусть увеличивается могущество его. Настоящая моя священная заповедь о том, чтобы были определено и поручено передать муку [казакам], которая находится в Аккермане».

В ходе русско-турецких войн конца XVIII ст. Аккерман несколько раз занимали войска русской армии, но всякий раз им приходилось его возвращать османам. В 1806 году отряд герцога де Ришелье в очередной раз взял город и крепость. Это событие положило конец трехвековому правлению турок. Немногочисленное к тому времени мусульманское население покинуло Аккерман.

Мечети были переданы православной церкви. «Крест сменил двурогую луну на бывших минаретах, возвестив миру торжество христианства»,  писал церковный историк И. Халиппа. От знаменитой мечети султана Баязида ІІ остался лишь полуразрушенный минарет. И только стены древней крепости напоминают о былом величии Аккермана.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.