В Запорожье найдены останки мечети золотоордынского времени

В Запорожье найдены останки мечети золотоордынского времени
В Запорожье найдены останки мечети золотоордынского времени
Отряд археологической экспедиции ЗНУ
Отряд археологической экспедиции ЗНУ
Отряд археологической экспедиции ЗНУ
Отряд археологической экспедиции ЗНУ проводил исследования памятника XIV века вблизи с. Юрковка Ореховского района Запорожской области
В Запорожье найдены останки мечети золотоордынского времени
Исследования велись на культовой постройке, возведенной с использованием камня и кирпича
В Запорожье найдены останки мечети золотоордынского времени
Стены украшены разноцветным геометрическим орнаментом из кашинных плиток
Ельников М. В. кандидат исторических наук, доцент, на раскопках
Ельников М. В. кандидат исторических наук, доцент, на раскопках
Михаил Якубович
Кандидат исторических наук, сотрудник кафедры религиоведения Национального университета «Острожская академия» Михаил Якубович
В Запорожье найдены останки мечети золотоордынского времени
Отряд археологической экспедиции ЗНУ
Отряд археологической экспедиции ЗНУ
В Запорожье найдены останки мечети золотоордынского времени
В Запорожье найдены останки мечети золотоордынского времени
Ельников М. В. кандидат исторических наук, доцент, на раскопках
Михаил Якубович
20.08.2015
Оцените статью: 
(407 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

На протяжении июля средневековый отряд археологической экспедиции ЗНУ проводил исследования памятника XIV века вблизи с. Юрковка Ореховского района Запорожской области. Исследования велись в рамках учебной практики студентами I курса исторического факультета ЗНУ специальности «История». Целью практики было закрепление теоретических знаний, полученных из курса «Археология».

Золотоордынский город, получивший в научной литературе условное название «городище Конские Воды», раскинулся по обоим берегам реки Конка, на территории современных населенных пунктов Кирово и Юрковка. Археологические работы ЗНУ, ведущиеся с 2008 года, сосредоточены на правобережном возвышении  холме Мечеть-Могила. На площади около 2 га расположены остатки пяти зданий, одно из которых служило мечетью.

Об этом на сайте вуза сообщает руководитель экспедиции, доцент кафедры всемирной истории и международных отношений Михаил Ельников.

 Без сомнения, это здание было во времена Золотой Орды выдающимся общественным сооружением, вероятно, мечетью,  утверждает М. Ельников,  Настоящее название этого города пока нам неизвестно. И хотя исследования этого уникального для Запорожского края археологического памятника только начались, значение его очень велико, а значит, возможны новые открытия.

Как в комментарии для «Ислам в Украине» отметил известный ученый  кандидат исторических наук, украинский востоковед, переводчик, исследователь доктринальной и философской мысли исламского мира, сотрудник кафедры религиоведения Национального университета «Острожская академия» Михаил Якубович, в самой находке мечети на территории современной Украины нет никаких признаков сенсационности, поскольку в юго-восточных регионах Ислам существовал на протяжении веков, однако трудно переоценить выявление новых материальных исторических свидетельств:

 То, что раскопки обнаружили остатки культового сооружения, которое скорее всего было мечетью  это не сенсация, и это  не первая находка. Но очень хорошо, что ее нашли, потому что очень мало сохранилось артефактов того времени. Например, где-то два года назад вблизи Луганска археологи обнаружили ставку хана Абдаллы  это XIII век.

Михаил Якубович отметил, когда речь идет об Исламе в Украине в современной или в исторической ретроспективе, прежде всего упоминается Крым, что является распространенным стереотипом:

 Суть в том, что когда мы говорим об Исламе, то вспоминаем Крым, тогда как почти вся современная Юго-восточная Украина много веков была мусульманской  конечно, население здесь никогда не было однородным, состав был весьма пестрый, смешанный, но его можно определить как украинско-тюркское.

Ученый рассказал о регионе Буджак (Аккерманщина и Подунавье), основные города которого  Аккерман (Белгород) и Килия  были захвачены турками в 1484 году, остальной Буджак был завоеван турками в 1538 году.

 Тогда крымский хан расселил здесь несколько татарских родов, кочевавших по Буджаку В 20-х годах XVII века территория подчинялась султану, с 1637 г.  снова хану,  рассказал Якубович.  То есть часть современной Одесской области и даже часть Румынии и Молдовы в начале XIX века были или османские, или крымские!

Вспомнил Михаил Якубович и о другом мусульманском регионе Южной Украины, который на западе граничил с Буджаком и располагался между устьями Днестра и Южного Буга:

 Это еще один регион, так называемая «Ханская Украина»  Едисан, существовавший в XVI  XVIII веках между устьями Днестра и Южного Буга (территория современной Одесской, Херсонской и Николаевской областей). Он входил в состав провинции Силистра Османской империи. Вспомнить только названия городов: Хаджибей, а современный Очаков  это не что иное, как Аче-Кале,  напомнил ученый.

Практически от устья Днепра до Черного моря веками существовали и культура, и мечети, и города, например, современная Каховка вообще основана в 1492 году крымским ханом Менгли I Гиреем как крепость Ислам Кермен.

Значительную часть населения этого региона составляли кочевые ногайцы, хотя Едисан с турецкого языка переводится как «Семь имен», что указывает на семь различных этнических групп в составе Едисанской орды. От Османской империи регион получил независимость в 1774 году, но не перестал от этого быть мусульманским, а стал частью Крымского ханства. Правда, вместе с ним попал в круг интересов Российской империи и в 1783 году вошел в ее состав

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.