Весь мир, как мечеть. Исламская геополитика от Имама Шафии до Тарика Рамадана

1
Пророк Мухаммад (мир ему) говорил, что вся Земля чиста, и вся она является для мусульманина мечетью
14.05.2010
Оцените статью: 
(534 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Является ли сегодняшний Узбекистан, где мусульманам многое запрещено, кроме разве что исламских имен, исламской страной? Что в терминологии шариатского права звучит, как Дар аль-Ислам. И как назвать сегодняшнюю Британию или Канаду, где мусульманам предоставлены огромные права, вплоть до открытия шариатских судов? Можем ли мы продолжать именовать эти государства странами неверия – Дар аль-куфр или странами, с которыми мусульмане должны воевать – Дар аль-харб?

Дар аль-Ислам и Дар аль-куфр, Дар аль-харб и Дар ас-сульх – эти термины не дают покоя мусульманским ученым на протяжении уже многих столетий. Это термины, которыми оперирует такая часть исламского права, которая рассматривает международные отношения мусульман с иными цивилизациями, а оттого делит мир на Земли Ислама и Земли неверия, Землю войны и Землю мирного договора.

Но данные термины были предложены и приняты лишь частью ученых, а иными они оспаривались. Накал дискуссии пришелся на наше время, когда некоторые ученые предлагают вообще пересмотреть эти категории, поскольку они не были ниспосланы свыше, а были сформулированы учеными прошлого и то под нужды своего времени. Сегодня же международная ситуация в мире коренным образом изменилась и требует совершенно другого взгляда на отношения мусульман с иноверцами.

Ислам и мир

Как пишет Шах Абдулл Ханнан, глава Института исламской мысли Бангладеш, классические мусульманские правоведы Средневековья делили мир на Дар аль-Ислам (Земля, или территория Ислама) и Дар аль-харб (Земля войны). Дар аль-Ислам относится к территориям, в которых мусульмане проживают свободно и в безопасности, а Дар аль-харб относится к тем землям, которые противостоят Дар аль-Ислам, в первую очередь к немусульманским землям, враждебным Исламу и угрожающим свободе и безопасности мусульман.

Можно сказать, что подобное разделение было актуальным в первые века становления Ислама и в те периоды, когда мусульманские государства противостояли могущественным враждебно настроенным империям неверных. Логикой отношений между государствами и цивилизациями того времени было противостояние и постоянная война на взаимное уничтожение. Понятно, что именно это противостояние и зафиксировали мусульманские правоведы, поделив мир на землю Ислама и землю войны. Время показало абсолютную верность их вывода: в Халифат вторглись орды язычников и крестоносцев.

Более того, как пишет мыслитель, профессор Тарик Рамадан, подобное разделение мира было необходимо, по крайней мере, по двум причинам: «Первое. Четкое обозначение исламских территорий позволило ученым сформулировать условия, которые как раз и делали территорию или сообщество собственно исламскими, а также принципы, определяющие политические и стратегические отношения мусульман с другими народами или империями.

Второе. Это позволяло мусульманским ученым установить четкое различие в правовых вопросах между ситуацией проживания мусульман внутри исламского мира и ситуацией проживания редких мусульман, к примеру, путешественников или торговцев, в землях немусульман. И эти категории последователей Ислама, оказавшиеся в землях немусульман, по мнению ученых, требовали специальных норм регулирования по Шариату».

Кроме этих двух терминов, существовали и другие термины «Дар аль-ахд», или же «Дар ас-сульх» («Земля мирного договора»), которые были введены Имамом аш-Шафии (да будет Аллах милостив к нему) для обозначения территорий иноверцев, с которыми у мусульман был заключен мирный договор.

Другой термин «Дар аль-амн» (Земля, или территория безопасности) также использовался в классическом фикхе и, как представляется, был очень близок к термину «Дар аль-ахд». Дар аль-амн относится к странам, находящимся в безопасности и мире, и с которыми мусульмане не вовлечены в состояние войны.

Что есть Дар аль-Ислам?

При этом мусульмане должны постоянно помнить, что концепции Дар аль-Ислам, Дар аль-харб и Дар аль-ахд не обнаруживаются ни в Коране, ни в Сунне. Как пишет Тарик Рамадан, на самом деле эти концепции являются плодом человеческого интеллекта, востребованным в прежние века для описания того мира, четко геополитически детерминированного на земли мусульман и земли немусульман.

Кроме того, разногласия существовали и между классическими правоведами о характерных признаках, по которым выделяли само понятие «Земля» («Дар»). Некоторые ученые делали акцент на населении. Другие, к примеру, представители ханафитской школы, считали важным вопрос безопасности и защиты мусульман для рассмотрения природы права и государства. Это служит причиной также расхождения во мнениях между современными учеными.

На семинаре по фикху, который состоялся в 1992 году в Париже, ученые приняли различные позиции в определении стран, которые могли бы быть названными «Дар аль-Ислам» в современном мире. Те, которые оперировали категорией населения, придерживались мнения, что мусульманские страны должны все еще рассматриваться, как Дар аль-Ислам. В то же время другие утверждали, что страны с правительствами, которые очевидно уже не имеют ничего общего с мусульманским учением, не могут более считаться относящимися к Дар аль-Ислам.

С другой стороны, Тарик Рамадан показывает, что если принять во внимание параметры, которые рассматривались некоторыми учеными ханафитской школы, то есть теми, кто основывался на категориях безопасности и мира, можно заключить, что термин «Дар аль-Ислам» может быть примененным к подавляющему большинству западных стран, где мусульмане зачастую чувствуют себя в большей безопасности и обладают большими свободами отправления своей религии, нежели во многих странах исламского мира с жестокими диктаторскими режимами.

И не прилагайте схемы старые…

Но подобные выводы не могут быть признаны полностью отражающими современную реальность. Причина подобной терминологической сумятицы и неверных выводов в том, что мы пытаемся приложить к современному миру старые концепции, которые представляются весьма отдаленными от реалий нашего времени. Это совсем неверно методологически применять странные концепции, которые не соответствуют современным реальностям.

При этом концепция «Дар аль-ахд» может показаться полезной и подходящей к современной мировой реальности. Но Тарик Рамадан пишет: «Даже третья концепция (Дар аль-ахд), представленная Имамом аш-Шафии, недостаточна для того, чтобы увести нас от двойственного видения мира. Этот термин допускает, что некоторые страны, хотя и не исламские с политической точки зрения, подписали мирный договор или договор о сотрудничестве с одним или несколькими исламскими странами».

Таким образом, можно сказать, что концепция Дар аль-ахд исходит из двух других концепций – Дар аль-Ислам и Дар аль-харб, которые и заключают договор о мире. А это снова навязывает нам разделение мира на противоборствующие лагеря – Дар аль-Ислам и Дар аль-харб.

Разногласия во взгляде на мир

Сегодня в эпоху глобализации весь наш мир превратился в одну маленькую глобальную деревню. Мусульманское население сегодня разбросано по всему миру. Миграция стала мощным фактором и, несмотря на попытки ее ограничить, представляется, что движение населения продолжится.

На сегодня миллионы мусульман осели на Западе. Их судьбы уже плотно связаны с теми обществами, в которых они проживают, и уже нереально и невозможно провести линию разделения между ними и их немусульманскими согражданами в географическом плане.

Очевидно, что старые концепции уже не соответствуют нашей реальности. Мир давно изменился, что заставляет современных ученых переосмысливать вопрос в соответствии с новыми реалиями.

Но консенсуса среди ученых в определении нового мира нет. Некоторая часть улемов, можно сказать, меньшая, продолжает поддерживать традиционное разделение мира. С другой стороны намного большая часть богословов-правоведов использует термины Дар аль-ахд (Земля договора) или Дар аль-амн (Земля безопасности) в определении современных западных стран, утверждая, что это более подходящие вещи для определения современной ситуации. Ведь мы являемся свидетелями договоров между нациями (напрямую или же через ООН). А также того факта, что фундаментальные права мусульман защищаются в этих западных странах.

Как бы то ни было, эти ученые продолжают рассматривать те страны, в которых мусульмане проживают в большинстве, как Дар аль-Ислам, даже если их правители являются диктаторами, или не имеют легитимности в глазах населения, или если исламские предписания полностью игнорируются, а то и вовсе подавляются этими властями. Такие улемы утверждают, что эти страны должны рассматриваться, как Дар аль-Ислам в надежде на реформы в будущем. Это мнение поддерживается большим количеством ученых, таких как Юсуф аль-Карадави, Мустафа аз-Зарка, Абдуль-Фаттах Абу Гудда.

От фикха противоборства к фикху сотрудничества

Но некоторые другие ученые заинтересованы в использовании совершенно новых терминов. К примеру, американский ученый иракского происхождения Таха Джабир аль-Альвани считает, что старое разделение мира на застывшие в своих границах земли мира и войны уменьшает возможности для развития настоящего цивилизационного диалога.

С его слов, в прежние годы, когда ученые разделили мир на землю мира и землю войны, в международной практике работала логика противостояния. И ученые разработали для этих нужд фикх противостояния.

Сегодня же, когда в международных отношениях превалирует логика сотрудничества, аль-Альвани предлагает мусульманам развивать фикх сотрудничества. А поскольку старые термины Дар аль-харб и ему подобные воссоздают в отношениях мусульман с немусульманами состояние конфликта, это не способствует диалогу между цивилизациями.

К примеру, заместитель Юсуфа аль-Карадави в Европейском совете по фатвам и исследованиям Файсаль Мавлави пишет: «Мы на Западе не находимся в Земле войны. Но мы или на Земле мирного договора, или на Земле призыва к религии Всевышнего (Дар ад-даава). Если мы хотим придерживаться традиционного разделения мира на Дар аль-Ислам, Дар аль-харб (Территория войны) и на Дар аль-ахд (Территория мирного договора), то мы проживаем сегодня на территории договора.

С другой стороны, если мы утверждаем, что старое разделение мира, с точки зрения традиционного мусульманского права, уже более не применимо к современному миру – и это мнение, которого мы придерживаемся – тогда мы заявляем, что мы сегодня проживаем в Дар ад-даава (Территории призыва), как Пророк Мухаммад (мир ему) во время его проживания в Мекке до переселения в Медину. Мекка на тот момент не была ни Дар аль-Ислам, ни Дар аль-харб, но была Дар ад-даава, как и весь Аравийский полуостров».

Политический взгляд

Шах Абдулл Ханнан, глава Института исламской мысли Бангладеша, пишет, что все эти современные поиски полезны и являют собой прогресс в реалистичном осмыслении мусульманскими учеными сферы международных отношений. Классификации «Дар аль-ахд – Дар аль-Ислам», или «Дар аль-иджаба – Дар ад-даава», или «Дар аль-Ислам – Дар аш-шахада» приемлемы, как в прошлом, так и для наших времен.

Он, не используя слово «Дар», которое для данной классификации не является обязательным, предлагает собственное разделение стран, в соответствии с двумя критериями – мусульманская ли это страна, и соблюдаются ли в ней права человека:

- мусульманские государства, которые принимают Ислам как основу своей политики, и которые обеспечивают гражданские, политические и иные права человека, включая и религиозные, всех своих граждан;

- мусульманские государства, которые не признают Ислам как основу своей политики, и которые не обеспечивают прав человека, включая и религиозные, мусульман и других меньшинств;

- немусульманские статьи, которые гарантируют права человека, включая религиозные, мусульман и остальных меньшинств;

- немусульманские государства, которые не гарантируют соблюдения прав человека, включая и религиозные, мусульман и остальных меньшинств.

На его взгляд, в справедливом международном порядке в свете Ислама, государства второй категории (мусульманские государства, которые не признают Ислам, как основы своей политики) и четвертой категории (немусульманские государства, которые не гарантируют соблюдения прав человека) должны принуждаться международными институтами к соблюдению прав человека, включая и религиозные, всех своих граждан. Но принуждаться исключительно согласно международным договоренностям. И это, на взгляд Ханнана, будет справедливая и соответствующая Исламу система.

Весь мир, как мечеть

Если вернуться к Таха Джабиру аль-Альвани, то он предлагает нам отойти от традиционного разделения мира на три территории – мира (Дар аль-Ислам), войны (Дар аль-харб) и мирного договора (Дар ас-сульх). Он предлагает нам вместе с Фахр-ад-дином ар-Рази разделить мир на две части – Дар аль-иджаба (Земля, где люди приняли Ислам и исполняют исламские предписания) и Дар ад-даава (Земля призыва, на которой идет призыв оставшихся людей в Ислам). Это видение мира, на его взгляд, снимает конфликтность в разделении и противопоставлении мира и делает упор на роли и возможностях сотрудничества, понимания и диалога.

Тарик Рамадан подхватывает эту идеи и напоминает о том, что Пророк Мухаммад (мир ему) говорил, что вся Земля чиста, и вся она является для мусульманина мечетью. Таким образом, как пишет ученый, где бы мусульманин ни произносил слова свидетельства веры, и где бы он ни имел возможности исполнять свои религиозные обязанности свободно и в безопасности, он находится дома. С его слов, это точка зрения должна быть взята за основу для нового взгляда на мир в соответствии с современными реалиями.

Он использует свой термин Дар аш-шахада в определении западных стран. Рамадан пишет: «Западные страны, при использовании к ним термина Дар аш-шахада (Территория, где можно свободно исповедовать Ислам), помогают мусульманам осознать самих себя, как «шухада аля н-нас» («свидетели перед человечеством»), как их именует Коран. И это ведет к более полному и четкому осознанию ими своей роли в этом мире, и в западных странах, в частности. А также своей ответственности перед Господом за наставление всех этих людей на истинный путь.

Саид АБДУСАМАДОВ

По материалам «Ислам.ру»

Ссылки на тему:

Статьи

«Джихад» – усердие или «священная война»?

Этика мусульманского меньшинства на Западе

Учение Абу-Ханифы как залог толерантности в современном многоконфессиональном обществе

Научные работы

Ислам и глобализация: причины глобализации и ее последствия для стран мусульманского мира

Основные течения современной исламской мысли. Терминологический дискурс (на укр. языке)

Ислам в эпоху глобализации (на укр. языке)

Глобализация или вестернизация: ислам в социокультурных измерениях (на укр. языке)

Социально-политическая активность мусульман Европи, как средство борьбы с негативными стереотипами (на укр. языке)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.