Станут ли Черновцы ближе к Крыму?

Станут ли Черновцы ближе к Крыму?
Артур Вабик за работой в Голосеево. Фото: Вадим Ильков
Станут ли Черновцы ближе к Крыму?
«Стежка» в Виннице. Фото: Оля Михайлюк
Станут ли Черновцы ближе к Крыму?
Цитаты из произведений Коцюбинского в росписи винницкой библиотеки. Фото: Оля Михайлюк
Станут ли Черновцы ближе к Крыму?
Элемент росписи «Стежки» в Киеве. Фото: Вадим Ильков
Станут ли Черновцы ближе к Крыму?
Рустем Скибин в Черновцах. Фото: Оля Михайлюк
Станут ли Черновцы ближе к Крыму?
Станут ли Черновцы ближе к Крыму?
Станут ли Черновцы ближе к Крыму?
Станут ли Черновцы ближе к Крыму?
Станут ли Черновцы ближе к Крыму?

Идея «Стежки» появилась больше года назад, когда шок после аннексии сменило жуткое ощущение, что расстояние до полуострова растет с каждым днем, заставляя всех смириться и забыть.

В поисках противодействия мы обратились к орнаментам, символам, цветам  языку, более сильному, чем политические лозунги и временные обстоятельства.

С тех пор проект постоянно тестирует всех участников на способность сочувствовать и сотрудничать, полностью подтверждая своё название  иногда заводя в тупики, где приходится прилагать немало усилий, чтобы пробраться дальше.

В мае 2015 года агентство «АртПоле» предложило идею «Стежки» на платформе «Спільнокошт»  как способ удержания крымского вопроса в поле общественного внимания. От Крыма до Карпат и дальше художники будут вплетать яркие визуальные напоминания о полуострове в просторы наших городов,  мечтали мы.

В необходимости такого проекта поверили, и за 40 дней 64 благотворителя собрали 28060 грн. Мы получили зеленый свет на воплощение «Стежки» в Киеве, Виннице, Черновцах. Был сформулирован основной принцип проекта: в каждом из городов образ должен разрабатываться во взаимодействии с местным контекстом и обществом.

В Киеве польский стрит-артист Артур Вабик планировал работать на опорах путепровода под Голосеевским проспектом. Запрос в администрации встретили настороженно, но после разъяснений обеспечили разрешение, дорожное оборудование и выдали Артуру «фирменный» оранжевый жилет ДЭУ Голосеевского района.

Художник, который 15 лет назад нарисовал в Крыму одну из первых своих работ, взял за основу авторские орнаменты крымскотатарского керамиста Рустема Скибина, связанные с темой дома.

Мы ожидали различных реакций на человека с баллончиком от жителей района. Но в течение недели Артура окружал только положительный интерес, а под конец он получил несколько баллонов с краской, пиво и приглашение на работу.

Рисунок завершили ученики Рустема, большинство из которых  это вынужденные переселенцы из Крыма. Они крымскотатарским и украинским вписали в работу слова, ассоциирующиеся у них с домом.

Основой концепции для винницкой «Стежки» стали крымские рассказы Михаила Коцюбинского. Цитаты из них в сочетании с крымскотатарскими и подольскими орнаментами теперь украшают фасад городской библиотеки  1, расположенной как раз напротив дома-музея писателя.

Рядом расположена остановка общественного транспорта, по которой ежедневно проезжает треть жителей города. Изменения в виде библиотеки не оставили их равнодушными  некоторые пропускали по несколько троллейбусов, наблюдая за работой и пытаясь прочитать текст на крымскотатарском.

К кураторам проекта Оле Михайлюк и Рустему Скибину присоединились винницкие художники Александр Никитюк, Юлия Гушул, Алекс Марченко, а также волонтеры, работники библиотеки, журналисты. Проект получился «очень винницким и очень крымским», показав силу «Стежки»  находить точки совместного опыта, понимания и объединения.

«Это огромное событие, возможность привлечь внимание к важной для меня теме,  говорит Алекс Марченко, который два года назад уехал из Красноперекопска.  После переезда я вообще не слышал разговоров о необходимости возвращения Крыма, напоминаний о нем, и был очень удивлен, что есть организация, которая поднимает такие вопросы. Многие винничане никогда не были в Крыму, не видели таких орнаментов, но Стежка им очень понравилась. Есть пожелание, чтобы проект проявился еще и внутри библиотеки  думаю, это будет наш следующий шаг».

«Мне показалось, что внутри  это то, что касается не только визуальных проявлений, но и литературы, кино, философии, многомерного исследования взаимосвязей материка и полуострова,  рассказывает автор концепции Стежки Оля Михайлюк.

 Наш проект не декоративный. В орнаментах и цитатах зашифрованы важные и актуальные для нас месседжи. В Крыму сейчас невозможны прямые высказывания, язык становится более метафоричным. Но главное  он не исчезает. Мы учимся понимать друг друга в новых обстоятельствах. В прошлом году в Виннице на фестивале Intermezzo я была единственной, кто поднимал вопрос Крыма. В этом году мы представили наш объект в рамках того же Intermezzo, темой которого было море, и о Крыме говорили разные авторы».

Проектом начали интересоваться в Варшаве, Праге, Мюнхене, Сан-Франциско. А тем временем третьей точкой «Стежки» должны были стать Черновцы  кураторская группа планировала провести её до Турецкой площади с увенчанным полумесяцем колодцем.
По словам местных гидов, воду из источника брали и для еврейской миквы, а христиане праздновали около него Крещение. Место, которое объединяло людей разных культур, а также очертания Карпат, которые вырисовываются на горизонте, напоминая крымские ландшафты, говорили в пользу выбранной локации. Однако эскиз, предложенный Андреем Хиром, вызвал разные, а часто и противоположные мнения.

«Этот момент был для нас достаточно тяжелым, потому что мы закладывали в Стежку прежде всего идею взаимопонимания и объединения,  говорит директор агентства АртПоле Мирослава Ганюшкина.  В случае с черновицкими эскизами, с одной стороны, мы имели Андрея с песоголовцами  он базировался на цитате из исследований украинского фольклора об этих мифических существах, которые откармливали людей орехами и потом их ели, а живут они где-то около Крыму что ли. С другой стороны  Рустема, который имел свои причины не согласиться с таким эскизом. Впоследствии решили, что будут воплощены два проекта  первый под Турецким мостом и песоголовцы в месте, которое выберет Андрей. Ведь его проект иллюстрировал еще один фольклорный фрагмент  поговорку за Перекопом земли нет. Однако заложенный в Стежке потенциал коммуникации, связи, очевидно, вызвал какие-то вибрации во Вселенной и замысел с двумя проектами не был реализован. Мы ищем новую версию».

Художник Андрей Хир комментирует эту ситуацию так: «Имела место некотороя цензура и корректировка идеи, из-за чего проект перестал быть интересным для меня как для художника. Кроме того, предложенное медиа, а именно мурал в публичном пространстве, для меня мало интересно».

Зато Рустем Скибин, один из авторов идеи и непосредственный участник «Стежки», рассказывает: «Мое знакомство с Черновцами началось с эскиза Андрея и его песоголовцев, образы которых в прошлом стали причиной культурологических коллизий между нашими народами  по одной из версий, это образ татар. Это стало стартом в восприятии города, и мне было очень сложно освободится от них. Но поиск точек, которые могли бы нас объединить, и непосредственное общение с жителями Черновцов не только давали ответы на мои вопросы, но и захватывали, вызывая огромный интерес к городу».

Так возник следующий проект, который больше «цеплял» местный контекст. Для него было выбрано место  пустырь между двумя домами в бывшем еврейском районе. А основным элементом будущей росписи должен был стать гранат, встречающийся в еврейских и крымскотатарских орнаментах, а также в украинской иконописи XVIXVII вв. Но это предложение, как и несколько других, не нашло отклика среди черновчан  намерение не получило критики или осуждения, но и поддержки, которая позволила бы начать работу, также не было.

«Черновцы имеют свою отдельную душу  полусонную, полузаархивированную,  делится своими впечатлениями один из участников команды, художник Ярема Стецик.  Но точно есть огни, на которые наталкиваешься, те, кто подбрасывает дров в огонь, дышит и вдохновляет».

Именно тех, кто «зажигает» в Черновцах, мы спросили о причинах такой реакции города.

«Долгое время разные регионы нашей страны были частями разных государств, поэтому мы не настолько глубоко чувствуем эту потерю,  объясняет Андрей Тужиков, черновицкий культурный активист и поэт.  Я думаю, Стежка важна, если мы хотим вписывать Крым в украинское социокультурное пространство  но даже в этом единого мнения в стране нет. Мы имеем схожие эпизоды в истории: депортация буковинских евреев очень перекликается с депортацией крымских татар. Видим, как одинаково действуют две враждебные тоталитарные машины. Чтобы донести эту идею, в Черновцах нужно работать не со всей общиной, а с теми, кто артикулирует её мнение  художниками, журналистами, учеными».

«Или вы еще не нашли людей, которые могут вас поддержать, или таких людей в Черновцах нет,  продолжает журналистка, менеджер культуры Наталья Еременко.  Для меня, например, достаточно проблемным является то, что в Черновцах очень слабо развит любой паблик-арт. То же касается тематики  в Черновцах Крым не присутствует в лицах людей, которые оттуда уехали. Еще очень важно отметить, что этот вопрос в первую очередь политический, а наш город с одной стороны, политизирован, как и все украинские города, с другой  нет осознания, что политика  это дело каждого, и поэтому Крым  это дело каждого».

Поэтому вопрос о том, есть ли крымская тема слишком далекой (и речь не только о географии) для черновчан, остается открытым. Так же, как нет пока ответа на вопрос о том, найдутся ли люди, которые решатся начать её осмысление и проработку.

Источник: Украинская правда

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.