В украинской столице недостаточно мест на кладбищах для захоронения умерших и высокая стоимость ритуальных услуг, поэтому люди всё чаще кремируют тела своих близких после их смерти. К такому выводу пришел депутат Киеврады Александр Пабат, опубликовав на своей странице в соцсети Facebook документ со статистическими данными: согласно ответу Департамента
Обращают на себя внимание комментарии к данной публикации — пользователи соцсетей считают, что кремация — чуть ли не единственный цивилизованный способ захоронения умершего и сетуют, что обещанное более десяти лет назад возведение еще одного крематория в столице затягивается. Сам депутат Киеврады благосклонное отношение киевлян к кремации считает проявлением «прогрессивного» взгляда на ритуальный сервис. Но так ли правы «прогрессивные» сторонники сжигания тел умерших?
Корреспондент сайта «Ислам в Украине» обратился к муфтию Духовного управления мусульман Украины «Умма» шейху Саиду Исмагилову с просьбой разъяснить, как надлежит провожать в последний путь умершего, допустима ли кремация тела?
— К человеку после смерти необходимо относиться так же, как и при жизни, например, без необходимости нельзя делать вскрытие, нельзя наносить
Как рассказал муфтий, в Киеве существует несколько секторов на кладбищах, которые отданы именно под мусульманские захоронения, есть старые мусульманские кладбища, которые уже не функционируют (в том числе и те, на которых разрешено дозахоронение, как, например, кладбище на Берковцах). В настоящее время мусульман в основном хоронят на Северном кладбище в Броварах в соответствии со всеми нормами шариата.
Справка:
Мусульманское кладбище — место захоронения мусульман, которое обычно находится вне пределов населенного пункта. Могилой может считаться только то, что препятствует доступу диких животных к трупу и его поеданию, а также не позволяет распространяться запаху. Могила для усопшего имеет определенную конструкцию: она представляет собой вырытую в земле прямоугольную яму, глубиной около 2 метров и шириной около 1 метра. На дне ямы, в том углу, что ближе к Каабе, делают специальную нишу (ляхед), куда укладывается тело усопшего. Мусульмане не хоронят в гробу, а заворачивают тело в белый саван. Перед тем, как могилу засыпать землей, нишу закрывают камнями или досками. Изголовье могилы направляется в сторону Каабы. Разрешается ставить надмогильные плиты с указанием того, кто здесь похоронен. Камень на могилу должен быть скромным. В исключительных случаях — в условиях войны или болезней, когда население умирает в больших количествах — допускается хоронить несколько человек в одной могиле. По исламским обычаям каждый мусульманин после его кончины должен быть предан земле с соблюдением всех обычаев. Не разрешается кремировать тело, даже если усопший на это дал согласие при жизни.
Запрещается наступать на могилу, стоять или сидеть на могилах. На мусульманском кладбище хоронят с таким расчетом, чтобы посетители могли свободно передвигаться между могилами. Обычно правоверные приходят на кладбище в чистом опрятном виде, совершают дуа или читают Коран у могилы близких им людей, следят, чтобы территория вокруг захоронения была чистой, а ограды — целы.