История города Аккерман насчитывает более 2500 лет. Это древнейший город Украины, являющийся одной из колыбелей исламской культуры и цивилизации в Северном Причерноморье. Средневековый Аккерман возник на месте древнегреческого города Тира, руины которого можно и сейчас увидеть неподалеку от знаменитой Аккерманской крепости.
Возникновение средневекового Аккермана, большого торгового города и крепости, напрямую связано с
В XIV в. город стремительно развивался благодаря покровительству могущественных золотоордынских ханов — Узбека и Джанибека. Археологические раскопки, проведенные в Аккермане, свидетельствуют о присутствии в городе значительного по численности мусульманского населения. Культурный слой
В. Егоров, автор «Исторической географии Золотой Орды» отмечает: «Особое значение имеют исследованные во время раскопок Аккермана жилища рядового населения, подчеркивающие тесную связь города с центральными районами Золотой Орды. Особенно хорошо это проявляется в отдельных чертах бытового устройства жилищ: наличие печей (тандыров), лежанок (суф), умывальников в полу (тошна)».
С началом внутренних конфликтов в Золотой Орде, а также в результате давления набиравшего силу Молдавского княжества мусульманское население постепенно покинуло Аккерман. Согласно молдавским источникам, тюркский этнический субстрат в этот период сохранился в Бессарабии лишь фрагментарно. Оставшиеся небольшие группы татар перешли на службу к молдавским князьям и боярам.
Представляет интерес версия историка Н. Руссева о происхождении названия Аккермана. В
В 1484 году османский султан Баязид I при поддержке крымского хана
Не только в Аккермане, но и в других городах Буджака: Килие, Измаиле, Татарбунарах преобладало турецкое население, в сельской же местности жили полукочевые племена ногайцев, которые в XVI ст. образовали Буджакскую орду.
Конец
В XVIII в. в Аккермане жил Мухаммад бин Мустафа
В 1711–1712 годах Аккерман был одним из центров снабжения армии запорожских казаков Пилипа Орлика, вынужденных покинуть свои родные земли и бежать на территорию Османской империи после Полтавской битвы (1709). В разъяснении, изданном в качестве приложения к ферману султана Ахмеда ІІІ, от 16 февраля 1712 года говорится: «Поступила просьба от гетмана Барабаш (Пилипа Орлика) относительно отпуска некоторого количества зерна для прокормления, в соответствии с [поставками] прошлого года, двум тысячам человек конницы, которые являются Буткалы и Барабаш [казаками] и которые находятся в Кадеш Ормани, являющемся окраиной Озю (Очакова). Существует ферман о выделении пятнадцати тысяч киле муки, [предназначенных] для прокормления упомянутых двух тысяч человек конницы, и раньше такое же количество муки было взято от Липовалы Ахмеда, — пусть увеличивается могущество его. Настоящая моя священная заповедь о том, чтобы были определено и поручено передать муку [казакам], которая находится в Аккермане».
В ходе
Мечети были переданы православной церкви. «Крест сменил двурогую луну на бывших минаретах, возвестив миру торжество христианства», — писал церковный историк И. Халиппа. От знаменитой мечети султана Баязида ІІ остался лишь полуразрушенный минарет. И только стены древней крепости напоминают о былом величии Аккермана.
С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»