Историк Петр Голубовский и его работы, посвященные тюркским народам Восточной Европы

Хазарский каганат
Хазарский каганат
Голубовский Пётр Васильевич
Голубовский Пётр Васильевич
Современное издание работы Голубовского
Современное издание работы Голубовского
Хазарский каганат
Голубовский Пётр Васильевич
Современное издание работы Голубовского
24.06.2018
Оцените статью: 
(453 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

Во второй половине XIX века киевский университет Святого Владимира становится одним из центров украинского движения, где ковались кадры будущей национальной элиты. Деканом историко-филологического факультета киевского университета был выдающийся украинский историк Владимир Антонович. Он оказал огромное влияние на формирование целой плеяды видных ученых, таких как: М.Грушевский, П.Багалей, Н.Дашкевич, П.Голубовский. Именно они создали киевскую историческую школу, которая активно занималась разработкой тем напрямую связанных с историей нашей страны.

Одним из наиболее талантливых учеников В.Антоновича был Петр Голубовский. Он родился в  1857 году в сибирском городе Минусинск. В 1881 году Голубовский закончил историко-филологический факультет киевского университета. Он был одним из первых исследователей, который проявил интерес к истории тюркских народов Восточной Европы. В своей магистерской работе «Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южно­русских степей IX–XIII вв.» Голубовский обратился к малоисследованной теме взаимоотношений Киевской Руси с кочевыми народами  Северного Причерноморья.

Голубовский тщательно проанализировал все доступные ему, на тот момент, источники, в первую очередь древнерусские, арабские и византийские. Особое внимание в своей работе Голубовский обратил на вопрос связанный с территорией расселения славянских племен в глубокой древности. По его мнению, зона лесов на рубеже I и II тысячелетий н.э. проходила намного южнее, чем это было принято считать ранее. Он лично посетил некогда приграничные районы Киевской Руси и смог сделать вполне определенные выводы. Этот интерес был вызван тем, что Голубовский пытался четко размежевать территории  кочевников и оседлых земледельцев.

«Мы обозрели или существующие теперь, или существовавшие прежде леса; мы видели ясные указания для некоторых местностей, что в более отдаленное от нас время эти леса были обширней, даже росли там, где их теперь совсем нет. Я думаю, что на основании всего этого бесспорен вывод, что несколько столетий назад леса занимали весьма обширные пространства», - писал он в своей работе.

Голубовский считал, что именно лесистая местность была местом, где селились славянские племена, т.к. лес был естественной преградой и защитой, который препятствовал движению огромных масс номадов. «Население, при весте о набеге врагов, скрывалось в леса», - указывает Голубовский. Это позволяло уточнить, где именно проходила граница между тюрками-кочевниками и оседлыми жителями южной Руси.

При этом Голубовский показал, что именно оседлые славянские племена были повинны в том, что зона лесов постепенно сдвигалась к северу. По мнению историка, растущему населению были необходимы новые земли, для распашки которых вырубались, либо выжигались леса. Тем самым славяне уничтожали основу собственной безопасности. Вполне вероятно, причиной исчезновения славянских племен уличей и тиверцев из междуречья Прута, Днестра и Дуная, была вырубка лесов и превращение ранее лесистой местности в лесо-степную. Не случайно, место славян со второй половины Х века, начинают занимать тюркские кочевые народы: печенеги и половцы.

Стоит отметить, что значительную часть информации о жизни тюркских народов, Голубовский почерпнул из арабских источников. По его мнению, одной из самых интересных и качественных является информация аль-Масуди. Он отмечает, что арабский историк и путешественник, дает важные сведения о жизни тюркских народов, основанные на личных впечатлениях, полученных во время его странствий в регионе прилегающем к Каспийскому морю.

Большое место в его работе уделено истории печенегов. П.Голубовский впервые в украинской историографии выстраивает целостную картину жизни печенегов, которая до наших дней сохраняет свою актуальность. Работа с источниками занимала в деятельности историка чрезвычайно важное место. Его розыски в архивах Киева, Москвы и Санкт-Петербурга составляли неотъемлемую часть научной работы историка.

В 1888 году П.Голубовский издает новый, значительный труд, посвященный тюркским народам, который получил название «Болгары и хазары, восточные соседи Руси при Владимире Святом: историко-этнографический очерк». На этот раз предметом его научного интереса являются мусульманские народы, создатели крупных восточноевропейских государств, оказавших серьезное влияние на весь ход мировой истории.

В своей новой работе, Голубовский особое внимание уделяет летописному сообщению о принятии христианства на Руси. По его мнению, киевский князь Владимир не приглашал миссионеров из Волжской Булгарии, Хазарии и Византии. Мусульмане, иудеи и христиане, согласно Голубовскому, были постоянными жителями космополитического Киева конца Х века. Именно они принимали участие в знаменитом споре о выборе веры.

Попытки ближайших соседей Руси, волжских булгар и хазар, сделать Ислам и иудаизм господствующей религией Киевского государства, вполне вписываются в многолетнюю историю взаимоотношений этих народов. Не случайно, жившие в Киеве представители ведущих мировых религий, стремились заручиться поддержкой князя Владимира в момент принятия им судьбоносного решения.

В период написания работы «Болгары и хазары, восточные соседи Руси при Владимире Святом», многие известные ученые обратили свой взор на историю Хазарии. Сохранившиеся письменные источники крайне скупо освящают эту тему. П.Голубовский попытался, на основе имевшихся данных, дать, как можно более полную картину истории хазарского народа и Хазарского государства.

Он в частности писал: «В эпоху самого большого развития его могущества южная граница каганата переходила за Кавказские горы и простиралась до рек Куры и Аракса…На западе в VIII в. они  распространяют свою власть на часть Крымского полуострова и затем подчиняют своей власти славянские племена: полян, радимичей, вятичей, северян. Подчиняют даже на некоторое время Волжскую Булгарию».

Голубовский отмечал, факт удивительной веротерпимости существовавшей в Хазарии, где политическая элита исповедовала иудаизм, а большая часть населения придерживалась Ислама. В хазарской армии служили преимущественно мусульмане, которых называли ларсиями и славяне. Говоря о судебной системе в Хазарии, он обратил внимание на то, что каждая религиозная группа имела своих судей, но при этом в трудных вопросах, решающее слово имели судьи-мусульмане.

Работы П.Голубовского посвященные тюркским народам обогатили украинскую историографию в фактологическом и концептуальном плане. Своими исследованиями ученый приоткрыл завесу над многими историческими фактами и явлениями.

Александр Степанченко

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.