В минувшую среду в помещении киевского Исламского общественного культурного центра прошел научный коллоквиум, посвященный роли исламских движений в политических трансформациях на Ближнем и Среднем Востоке, получивших лирическое название «Арабская весна».
Встреча деятелей науки под названием «Основные течения исламского мира на фоне революций в арабских странах» прошла 28 сентября по инициативе ВОО «Украинский центр исламоведения» при организации ВАОО «Альраид». Ее участниками стали ряд исследователей в области религии и философии, а также ученые-востоковеды и исламоведы, целью которых стала попытка осмыслить и проанализировать те глубинные процессы, которые проходят в современном исламском мире.
Муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов отметил, что своевременно анализировать развитие ситуации и действия ее участников является важным как для мусульман Украины, так и для украинских ученых. Отсутствие объективной и актуальной аналитики не позволяет представителям государственной власти адекватно и оперативно реагировать на смену обстановки в Ближневосточном регионе.
Закономерность
Вице-президент Всеукраинской общественной организации «Институт исламоведческих исследований», доц. Вячеслав Швед в докладе на тему «Братья-мусульмане» в современном политическом процессе Египта и Ближневосточного региона» высказал мнение, что данные события стали следствием глубинных процессов, происходивших в самих арабских обществах, а не были инспирированы извне.
Аналитик подчеркнул, что установленные в свое время на территориях этих государств модели правления и идеологии пост-колониальных режимов были в определенной степени чужды менталитету, традициям и ценностям проживающим в регионе народам. Поэтому вполне естественно, что при получении возможности выбирать модель жизни и устройства государства эти, преимущественно мусульманские, народы рано или поздно придут к модели государства, основанной на принципах и ценностях Ислама.
Переоценка движения «Братья-мусульмане»
Магистр шариатских наук Сейран Арифов представил вниманию слушателей доклад «Продолжение аналитического цикла о течениях в Исламском мире», в котором затронул историю и феномен движения «Братья-мусульмане», а также причины превратного его восприятия мировым сообществом в течении длительного периода истории.
Он упомянул, что данную организацию Запад привык оценивать по информации тех диктаторских режимов, которые упорно запрещали какое-либо инакомыслие и не поощряли развитие про-исламских движений и сил. Соответственно, деятельность последних была вне закона, а информация о них из официальных источников подавалась необъективная. Поэтому сферы и методы деятельности «Братьев-мусульман» оказались неожиданностью для Запада; ведь большая часть деятельности этой организации касается работы в гуманитарной и образовательной сфере, а вовсе не призыва к вооруженному противостоянию.
Аналитики столкнулись с осознанием того, что отношение к этой организации зачастую было упрежденным и сформированным на предрассудках, а не на реальных фактах. Только сравнительно недавно мировые державы и сообщества начали пересматривать его и устанавливать официальные контакты с «Братьями-мусульманами», тем самым фактически признавая их легитимность.
Представители умеренных взглядов в Исламе
Он подчеркнул, что «Братья-мусульмане» — это не только и не столько сама организация, как распространяемые ими умеренные взгляды в Исламе. Поэтому в мире наблюдается гораздо больше последователей их идей, нежели членов и представительств данного движения.
Некоторые люди, однако, неверно понимают термин “васатыя” (умеренность в Исламе), и обвиняют приверженцев этих идей в нововведении. Однако ошибаются и те, которые считают умеренность согласием отказаться от части вероустава и религиозной практики; так и те, кто считает умеренность полным отстранением мусульман от средств защиты своих прав, интересов и своей территории.
Существуют две крайности: либо чрезмерное упрощение и отказ от комплекса обязательных ее элементов; либо же чрезмерное усложнение жизни верующих и возложение на них дополнительных, отсутствующих в вероуставе обязательств, что приводит к затруднениям. Умеренность же как раз является той золотой серединой, которая избегает обеих крайностей, при этом сохраняя веру, религиозную практику и другие духовные ценности общества.
Информационный вакуум
Выступления обоих докладчиков вызвали оживленную дискуссию среди собравшихся, ведь, как отметили многие из них, украинское исламоведение и востоковедение в этом плане сильно отстает от происходящих в мире процессов, и поэтому в данной сфере образовался определенный информационный вакуум.
По причине недостаточной проработанности этих вопросов отечественными учеными государственные деятели страны зачастую не знают, как дальше выстраивать свои отношения в связи с обновившейся политической картиной Ближнего Востока; и Украина как участник международный отношений пребывает в некой нерешительности относительно своей дальнейшей политики в этом регионе.
В состоявшемся обсуждении участники пришли к выводу, что уникальность Ислама как всеобъемлющей программы жизни человека состоит также и в том, что Исламу идея демократии и плюрализма мнений отнюдь не чужда, но и наоборот — логично из него проистекает. Однако не следует забывать, что разные народы вкладывают в понятие «демократия» несколько разный смысл; а поэтому не стоит ожидать, что арабские демократии будут калькой общественного строя и ценностей стран Запада.
При этом даже участники дискуссии иных вероисповеданий отметили, что Ислам не является сугубо системой обрядов и представлений об устройстве мира и загробной жизни. Это всеобъемлющая программа жизни человека и построения справедливого и толерантного общества. Также Ислам является религией, которая учит своих последователей самим быть ответственными за свою судьбу. Выбор сферы самореализации человека не зависит от его происхождения; а также отсутствует понятие врожденного греха.
Поэтому, если населению переживающих духовное и политическое возрождение «арабской весны» государств удастся построить модель общества, основанную на заложенных в Исламе принципах и ценностях — это будет качественно новым этапом жизни региона и мощным фактором его возрождения и занятия им достойного места на международной арене.
Напомним, что это не первый коллоквиум в стенах Исламского культурного центра г. Киева. В 2007 году здесь проходил коллоквиум об истинном понимании Джихада, а в конце 2008 года в рамках коллоквиума обсудили современные исламские идеологии.
По материалам arraid.org
Ссылки по теме: