Бурные экономические преобразования, переживаемые Китаем сегодня, не остаются незамеченными в остальном мире. Что же касается его общественного устройства, в частности дискриминации граждан, исповедующих ислам (традиционно китайцы исповедуют разные формы конфуцианства и буддизма) – эти процессы, как правило, скрыты от мировой общественности. Давайте вместе посмотрим на жизнь китайских мусульман сквозь призму времени - от эпохи сподвижников Пророка (мир ему) до сегодняшних дней.
Исторический синтез
Ислам проник в Китай в VII в. по морским путям. Но первое знакомство китайцев с мусульманами произошло еще в период жизни пророка Мухаммада (мир ему). Тогда его четыре сподвижника отправились в Китай с призывом к компактно жившим там арабам. Саад ибн Абу Ваккас в 627 году построил в городе Кантон минарет, который служил одновременно и для призыва к молитве, и в качестве маяка для прибывающих судов. Первую же мечеть на территории Китая построил Саад ибн Лабид аль-Хабаши.
В последующие столетия в крупнейших портовых городах Поднебесной - Гуанчжоу, Цюаньчжоу, Ханчжоу и других местах сосредоточения международной торговли возникли многолюдные мусульманские общины, состоявшие главным образом из персидских и арабских купцов.
Они везли в страну пряности, специи, янтарь; вывозили шелк, фарфор и чай. Кроме того, благодаря мусульманским купцам, мир узнал о таких изобретениях китайцев, как компас, бумага и порох, что стимулировало экономический и культурный обмен между Востоком и Западом. Немало купцов-мусульман осели в Китае и породнились с местными жителями. Их потомки и стали первыми китайскими мусульманами.
Наибольшее распространение ислам получил среди 10 национальных меньшинств: хуэйцев, саларов, дунсянов, баоаньцев, уйгуров, казахов, киргизов, узбеков, татар и таджиков. Сегодня, помимо Синьцзяна, мусульмане живут и в провинциях Нинся и Хэбэй, в Пекине есть целый мусульманский квартал, еще со времен эпохи Тан живут мусульмане в Сиане. Кроме того, мусульманами, также традиционно, обжит большой юго-восточный ареал. Это провинции Юньнань, Гуйчжоу, Фуцзян, Гуандун. Небольшая народность, представители которой исповедуют ислам, представлена также на острове Хайнань.
Повседневные тесные контакты мусульман с местным населением вынуждали их приспосабливаться к местному укладу жизни и перенимать элементы китайской цивилизации. Уже через несколько веков, приверженцы ислама повсеместно носили китайское платье, говорили по-китайски, имели китайские имена, строили мечети в китайском стиле и т.д. Однако огромные расхождения между исламскими и китайскими обычаями позволили мусульманам сохранить отчетливое осознание своей обособленности. Мусульманские общины в китайских городах жили замкнутой жизнью, в которой все было подчинено утверждению религиозной и культурной исключительности правоверных.
Влиятельной политической и экономической силой мусульмане в Китае стали в период владычества монголов, которые рассматривали их как иностранцев, внушавших больше доверия, чем китайцы. Монгольские правители Китая охотно поручали мусульманам руководство государственными финансами и различными торговыми операциями. За время монгольского владычества численность мусульман в Китае резко возросла. Уже с конца ХIII в. мусульмане составили значительную часть населения на северо-западной окраине Китая. Крупные общины появились на равнине Хуанхэ, в Юньнани (долгое время находившейся под управлением чиновников-мусульман) и в других районах. Тогда же, в период Юань, вошло в обиход традиционное наименование китайских мусульман - хуэшуэи.
Политический надлом
Конечно, не всегда отношения властей Поднебесной и мусульманского меньшинства складывались гладко. Уже с XV века, когда в Китае сошло на нет монгольское владычество и власть вновь обрели китайские правящие династии, между мусульманами и властями произошёл ряд столкновений. С тех пор по сегодняшний день насилие в метрополии не утихает. Крупные мусульманские волнения имели место в середине XVII в. и позднее. Как следствие, цинские власти приняли ряд мер, стеснявших свободу вероисповедания мусульман Китая. В 1731 г. мусульманам было отказано в праве на ритуальное заклание животных, а позднее император Яньлун запретил постройку новых мечетей и паломничество в Мекку.
Сфера выживания
Ни правительственные гонения, ни попытки ассимиляции мусульман не подорвали позиций ислама в Китае. Среди причин живучести мусульманской общины исследователи указывают, во-первых, их географическую распылённость, а во-вторых – многоликость китайских мусульман. С одной стороны, власти не имели перед собой компактной массы мусульманского населения, которую можно было бы расчленить и тем самым ослабить. С другой стороны, китайские мусульмане выступали одновременно и как религиозная, и как этнокультурная группа населения. В результате у властей не было единого критерия квалификации мусульманских подданных.
Недалекое прошлое
В начале XX века на политической арене Китая интересы мусульман представляла организация «Исламская ассоциация Китая», переименованная в 1924 году в «Культурный центр мусульман Китая». Основу своей деятельности эта организация видела в модернизации исламского просвещения и образования, объединении всех мусульман в одну общину. Параллельно их деятельности шло развитие мусульманской прессы в стране. Открылись журналы «Свет веры» в Пекине и «Исламский журнал Шанхая». Там публиковались позже ставшие известными авторы - Элия Ванг Чин Шай, Мохаммад Янг Чонг Минг, Ма Шиен. По данным за 1930 год в Китае насчитывалось 48 миллионов мусульман и 40 тысяч мечетей по всей стране. Уже был сделан смысловой перевод Корана на китайский язык.
Похоже, что события 2009 года, связанные с беспорядками в Синьцзянь-Уйгурском районе, это очередная попытка властей Поднебесной остановить укрепление исламского сознания китайских мусульман. Эта провокация открыла власти новые возможности для «законного» подавления права на свободу вероисповедания. Однако, каким бы малым не казалось количество китайских мусульман на фоне общей численности населения страны, исламский призыв уже так легко не остановишь. Наступил новый век – век глобализации. Глобализации, в которой у ислама нет конкурентов.
По материалам «ИсламНьюз»
Ссылки на тему:
Ребия Кадир: «Китайцы также являются жертвами жестокого правления компартии Китая»
«Guardian»: Ислам в Синьцзяне издавна является конкурентом для Китая