Три группы мусульманской общности Донбасса

Митинг «За єдину Україну» на пл. Ленина в г. Донецке, 13 апреля 2014 г.
27.04.2015
Оцените статью: 
(500 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

В марте наш сайт опубликовал материал «Михаил Якубович: Украинский ислам в трех реальностях», в котором известный исламовед рассуждает о состоянии мусульманской уммы Украины после аннексии Крыма и оккупации Донбасса. По его словам она живет теперь в трех реальностях. Первая реальность  это собственно украинская, вторая  это российская политико-правовая реальность в Крыму. И третья реальность  это Донбасс.

Сегодня мы предлагаем доклад, с которым выступил также известный ученый-исламовед на круглом столе «Современные трансформационные процессы в исламском мире: вызовы, проблемы, перспективы», состоявшемся 23 апреля в «Институте всемирной истории НАН Украины» в Киеве. Докладчик прибыл на круглый стол в Киев из Донецка и в силу понятных причин мы не будем называть его фамилию. Его повествование посвящено как раз той самой третьей реальности украинской уммы, в которой оказались мусульмане Донбасса. Хотя по словам самого автора, это «не доклад, а скорее маргиналии, скорее заметки на полях» необходимые, чтобы проинформировать нас о тех, вызовах, которые стоят сейчас и перед мусульманской, и перед украинской общностью.

 Я привез привет от всех, кто в этих сложных условиях так или иначе стоит на украинских позициях, кто ждал, когда начнется освобождение. В том числе и от тех, кто находится в религиозном подполье, а оно уже появилось в Донецке.

Я выезжал рано утром, еще был комендантский час, но мне нужно было успеть на автобус. В городе есть полиция, которая отслеживает его нарушения. В соседнем доме началась перестрелка. Стреляли из автоматов, пулеметов. На это уже никто не обращает внимание.

Если говорить о донецком регионе, а я наблюдаю за процессами, которые там происходят практически уже сорок лет, возникает такое впечатление, что сейчас произошел обратный виток времени. Там одновременно можно встретить вкрапления и тридцатых годов, и периода формирования развитого социализма. Там образовался достаточно любопытный социально-политический и культурный текст, который дает много материала для размышления.

Только по проблемам, связанным со сложностью жизни религиозных организаций на этой территории у меня есть уже более тысячи страниц текста и около 10 тысяч фотографий, видео и так далее. Мы делаем все, чтобы эта информация никуда не исчезла.

Говоря о роли и месте мусульманской общности на этой территории, должен сказать, что Донбасс  это второй после Крыма регион массового присутствия мусульман как коренного населения. Здесь всегда жили мусульмане со времен раннего средневековья до современности. В столице Донбасса - Донецке, в свое время Юзовке, которая была еврейским местечком, по статистике на 1913-й год пришлого века проживали 13 тысяч иудеев, 11 тысяч православных и более тысячи мусульман, которые были коренным населением и чувствовали себя частью этой земли, корнями уходили в это пространство. Поэтому не случайно, что когда начались события определенная часть мусульманской общности стала на откровенно проукраинские позиции, рискуя жизнью, рискуя всем, что у них есть.

Что происходит сегодня? На этой территории разрушено очень много молитвенных домов разных конфессий. Были аресты. Очень распространена советская форма «лучше стучать, чем перестукиваться», есть соглядатаи, которые наблюдают за любыми проявлениями антидэнээровского инакомыслия. И это чревато определенным напряжением. Но в этом нужно жить и продолжать свое дело.

16 мая 2014 года была принята первая в кавычках конституция ДНР, в преамбуле которой было написано, что эта территория является частью «русского мира», что здесь есть только одна правильная религия  это православие, которое представлено русской православной церковью Московского патриархата, а УПЦ даже не упоминалась.

Начиная с 4 марта мы стали на площади Конституции с украинскими знаменами. И мусульмане были кредитом тех, кто выступил активно  это целый ряд людей, представляющих направление, которое, не побоявшись заявило о своей позиции. Они оказались в самых сложных условиях. Наиболее активным пришлось покинуть Донецк, но деятельность не прекратилась. Некоторые активисты продолжают заниматься благотворительностью, практически волонтерской деятельностью, помогая не только мусульманам, а всем нуждающимся. В разных городах, в сложных условиях, пересекая разные территории, разные блок-посты, они своей благотворительностью стараются сердечным открытым текстом показать людям истинное лицо ислама. И это удается, об этом знают и говорят люди.

Есть другая позиция. Люди как бы индифферентные, как бы вне политики, но естественно приспосабливающиеся к той ситуации. Жить сложно, продуктов практически нет, в магазинах все вымыто, у людей не хватает денег. Мы все понимаем, мы никого не осуждаем за то, что они стараются приспосабливаться. Люди просто хотят жить и выживать. Ко мне приходят представители разных религиозных организаций и спрашивают, может нам зарегистрироваться? Я объясняю, а на основании какого законодательства вы будете регистрироваться, если у этого образования нет своей законодательной системы? Не будет ли вам стыдно потом, когда вы пройдете через эти так называемые юридические процедуры?

Есть коллаборационисты, откровенные коллаборационисты которые заявили свою поддержку появившемуся образованию. В мусульманском мире была такая маргинальная фигура Ринат Айсен, который всегда ориентировался на российские центры, прежде всего на Уфу. Позиционировал себя как суфийский учитель, возле него была небольшая группа сторонников. Примерно года три-четыре назад начал проявлять активность и в конце концов было зарегистрировано всеукраинское духовное управление мусульман «Єднання», которое он возглавил. Как только начались «события», его объявили муфтием ДНР. На сабантуй, который он организовывает в Макеевке, где у него находится центр, приходят представители местных органов полиции. Это как параллельная реальность за стеклом и это территория Украины, все это происходит здесь. И он прямо заявил, что он почти муфтий Новороссии, что он будет нести сюда русский мир. Наблюдая за этими событиями, понимаешь, что это потрясает. Но мы не выносим суждения, мы фиксируем.

Другими словами, мусульманское пространство на этой территории так или иначе определяется в трех группах: проукраинская группа, группа приспособленцев, которые хотят просто выжить и те, кто прямо заявляют о своей поддержке политики ДНР. Существуют определенные угрозы, если ситуация будет затягиваться и дальше в таком смутном состоянии, то количество людей, которые стоят на проукраинской позиции будет по разным причинам вымываться. Не может человек долго быть узником совести. Он должен проявлять свои позиции, а это психологически сложно. И вымывается эта группа, люди выезжают. Если ситуация будет и дальше продолжаться таким образом, то мы будем иметь анклав с зачисткой. Приспособленцы пойдут в сторону власти, в сторону поддержки.

Поэтому мало остановить военные действия, необходимо добиваться того, чтобы Донбасс был украинской территорией не только на бумаге, не просто очерченной границами на карте, но и по содержанию, по смыслу.

Автор: Игорь Январев

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.