Верховный суд Индии призвал мусульман и индуистов самим договориться о судьбе мечети Бабри

Верховный суд Индии призвал мусульман и индуистов самим договориться о судьбе мечети Бабри
Архив. Так выглядела мечеть Бабри, разрушенная индусскими националистами 6 декабря 1992 года вопреки охранному предписанию Верховного суда Индии. До 1940-х годов мечеть называли мечетью Джанмастан
29.03.2017
Оцените статью: 
(475 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Индийский Верховный суд рассмотрел инцидент касательно храма в Айодхье  дело, которое тянется уже четверть века и имеет долгую предысторию.

За все годы независимости Индии напряженность в отношениях между индуистами (подавляющим большинством населения страны) и мусульманами, которых в стране десятки миллионов, не только сохраняется, но и время от времени принимает очень острые формы.

Небольшой (50 тыс. жителей) город Айодхья на севере Республики четверть века назад стал ареной одного из самых ожесточенных конфликтов в отношениях между двумя общинами.

Город относится к числу семи главных святынь индуизма. Считается, что именно там родился один из главных героев древности  бог Рама, которому посвящена поэма «Рамаяна», блестящий образец древнейшей индийской литературы. Согласно верованиям, произошло это событие 900 тыс. лет назад  индуистская хронология событий значительно отличается от представлений авраамических религий.

На предполагаемом месте рождения Рамы в глубокой древности был построен храм, который, вероятно, много раз обновлялся и перестраивался, пока не был разрушен в XVI в. завоевателями-мусульманами. После этого на священном месте воздвигли мечеть Бабри  в честь падишаха Бабура (14831530), узбека, основавшего в Индии империю Великих Моголов. Мечеть, таким образом, приобрела важное значение для правоверных мусульман.

Мечеть Бабри масджид благополучно простояла 400 лет, но с 1984 года индусы-националисты во главе с ведущей оппозиционной партией Бхаратия Джаната парти (БДП, ныне правящая партия Индии) стали требовать сноса мечети и восстановления на ее месте предполагаемого древнего индуистского храма. Страсти накалялись, и в 1992 году распаленная толпа индусов-фанатиков, прибывших из других городов, разгромила и разобрала мечеть. Этот акт вандализма вызвал возмущение мусульман по всей стране. Во многих местах произошли кровавые столкновения, стоившие жизни более чем 2 тыс. человек, преимущественно мусульман. Вскоре началось рассмотрение встречных исков обеих сторон в судах Индии. Тем временем на месте древней мечети стали сооружать храм в честь бога Рамы.

Теперь дело дошло до Верховного суда, который оказался в очень непростой ситуации. Восстановить точную историческую истину относительно храма практически невозможно, а вот акт разгрома мечети и последующее кровопролитие  факты непреложные. Но в любом случае решение суда  каким бы оно ни было  может лишь разжечь страсти, а не поставить точку в затянувшемся конфликте. Та или иная сторона все равно останется недовольна, и это, скорее всего, спровоцирует новый раунд конфликтов и столкновений.

Поэтому Верховный суд пошел на политически корректный шаг. Вместо рассмотрения щекотливого вопроса по существу он призвал индусов и мусульман решить спорный вопрос мирно, за столом переговоров. Суд вызвался также выступить посредником в таких переговорах, которые позволили бы (как надеются) не только достичь компромиссного решения по конкретному вопросу, но и создать прецедент для урегулирования других конфликтных ситуаций  как на религиозной, так и на этнической почве,  которых в многонациональной Индии хватает.

Источники:

Экономист
Rurtaveller

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.