Кризис религиозности: как преодолеть вызовы и угрозы религиозной жизни Украины

Кризис религиозности: как преодолеть вызовы и угрозы религиозной жизни Украины
Кризис религиозности: как преодолеть вызовы и угрозы религиозной жизни Украины
11.04.2019
Оцените статью: 
(182 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

В пресс-центре информагентства «Главком» 9 апреля состоялась пресс-конференция на тему: «Религиозная безопасность/опасность Украины».  

Участники пресс-конференции проанализировали, как религиозная ситуация влияет на политическую жизнь страны. Также эксперты рассказали представителям СМИ об основных опасностях для Украины и путях эффективного противодействия этим угрозам.

Заведующая отделом истории религии и практического религиоведения отделения религиоведения Института философии имени Г. С . Сковороды НАН Украины, д.филос.н., профессор Людмила Филипович очертила вызовы, которые стоят перед Украиной, рассказала о религиозной карте Украины, в частности обнародовала информацию о количестве и спектре религиозных организаций, объединений и церквей, которые существуют в государстве.

По мнению госпожи Филипович, тенденция к увеличению количества зарегистрированных в нашей стране религиозных организаций, объединений и церквей, которое в настоящее время составляет 36 000 739 (по прошлогодним данным, их насчитывалось 36 тыс. 900), свидетельствует о динамичности развития религиозной жизни в Украине.

Как отметила госпожа Людмила, территориально картина не изменилась; наиболее религиозным регионом является Галичина, где сегодня сосредоточено 17,8% всех зарегистрированных общин, а самые низкие показатели религиозности зафиксированы в Сумской области, где насчитывается 602 общины.

«Таким образом, все показатели свидетельствуют о том, что Украина является примером плюрализации и поляризации религиозной реальности, а это, несомненно, ставит и перед экспертами, и перед органами государственной власти, и перед религиозными организациями очень много вопросов, — отметила госпожа Филипович. — Одна ситуация, когда во взаимоотношения строятся с участием только двух актеров, а совсем другая - когда их количество достигает 36 000 739».

Анализируя основные вопросы, Людмила Филипович выделила виды взаимодействия в обществе, в частности такие: «религия — религия», «религия — государство», «церковь — государство», «общество — церковь» и «общество — государство», а также описала особенности влияния политической жизни государства на эти линии взаимоотношений.

Назвала госпожа Филипович и опасности, которые угрожают обществу. Внешней опасностью, по ее мнению, является агрессия России против Украины, гибридная война. Внешней опасностью для религиозной жизни Украины она назвала «Москву и Рим» как религиозные центры. Не менее опасными факторами влияния, по мнению ученой, являются внешние антиукраинские идеологии вроде «русского мира», «Святая Русь», «один народ», «Вселенская миссия России» «Победоносный народ», «панславизм», евразийство и др.

Внутренними вызовами, по словам госпожи Людмилы, является потеря ценностных смыслов, неуверенность в собственной идентичности, раздор в обществе, поиск новой идентификационной матрицы, внутриконфессиональные противостояния, которые известны и в иудейской, и в мусульманской, и в православной среде.

Людмила Филипович считает, что средствами преодоления указанных выше опасностей и угроз является поддержание религиозной свободы и защита плюральности религиозной жизни. Кроме этого, очень важно, по ее мнению, прислушаться к предстоятелю УГКЦ Блаженнейшему Святославу, который предложил в противовес «русскому миру» построить свой, украинский мир. Но религиовед предостерегла: ни в коем случае нельзя скатиться к моно-модели, которая предполагает существование только одной церкви, с которой будет взаимодействовать государство.

«Все представленные в Украине религии должны изменить определенный дискурс своего существования, и не только на предложенные самой нашей украинской реальностью форматы. Речь идет об открытом православии, об открытом протестантизме, об открытом исламе и открытом католицизме. И еще... Важно заметить, что религиозный диалог как средство построения гражданского общества до сих пор существовал довольно формально, а институты-участники коммуникации —я имею в виду Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций — приостановились в этом диалоге и не вовлекают новых участников в коммуникативный процесс», — считает Людмила Филипович.

В пресс-конференции также приняли участие президент Центра религиоведческих исследований и международных духовных отношений, руководитель Донецкого областного отделения Украинской ассоциации религиоведов, президента Донецкой областной общественной организации «Центр Дискавери», руководитель Международного центра христианско-мусульманского диалога и сотрудничества, к.и.н. Игорь Козловский; религиовед, к.филос.н., н.с. отделения религиоведения Института философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины Оксана Горкуша и религиозный обозреватель, публицист, соучредитель общественной организации «Центр религиозной безопасности», соорганизатор проекта «Церквариум» Татьяна Деркач. 
Подробнее — на видео пресс-конференции, которое доступно по ссылке.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.