Верховная Рада Украины в ночь с 24 на 25 декабря приняла Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантии соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц" с учетом предложений Президента. Законодательный акт предусматривает усиление гарантий соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц, упрощение процедуры их учета.
Об этом говорится в публикации на официальном портале Верховной Рады Украины.
Как отмечается, Законом учтено предложение Главы Государства по определению органа (должностных лиц), на который возложено выявление фактов отсутствия внутренне перемещенных лиц по месту жительства и подтверждения информации об их перемещении в пределах Украины, а также механизм проверки такой информации и факта длительного отсутствия внутренне перемещенных лиц по месту жительства. Документ зарегистрирован под №2166.
Напомним предысторию проголосованного и принятого законопроекта № 2166. Он был предложен еще в феврале 2015 года, но впоследствии в документ вносились изменения − так, в марте было подано дорабоный документ, он рассматривался и анализировался комитетами (см. Заключение комитета 17.06.2015) и анализировался юристами (см. Замечания Главного юридического управления 09.07.2015) и другими экспертами (см. Вывод Главного научно-экспертного управления 04.12.2015) − после того, как принятый парламентом 3 ноября 2015 года Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантий соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц" не был подписан Президентом Украины и возвращен на доработку с его замечаниями.
Как отмечалось на портале ЛИГА: ЗАКОН, тогда Президент отказался подписывать закон из таких соображений и внес свои предложения:
«... Закон, поступивший на подпись, отменяет нормы Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц", согласно которым территориальные подразделения Государственной миграционной службы Украины должны проставлять в справке о взятии на учет внутренне перемещенного лица отметку о регистрации места проживания внутренне перемещенного лица и проверять внесенную в справку информацию о внутренне перемещенном лице (подпункты 6, 8, абзац второй подпункта 10 пункта 2 раздела I).
В то же время изменениями в статью 12 названного Закона предусматривается, что в случае несообщения внутренне перемещенным лицом о его возвращении в покинутое место постоянного проживания решение об отмене действия справки принимается на основании данных о длительном отсутствии (более 60 дней) лица по месту жительства и информации о перемещении внутренне перемещенного лица в пределах Украины, которая дает разумные основания полагать, что внутренне перемещенное лицо вернулось к покинутому месту жительства (подпункт 11 пункта 2 раздела I).
Однако Закон, который поступил на подпись, не определяет уполномоченный орган, который будет выявлять факт отсутствия внутренне перемещенного лица по месту жительства и подтверждать информацию о его перемещении в пределах Украины. Законом не урегулирован и механизм проверки факта длительного отсутствия внутренне перемещенных лиц по месту жительства и информации об их перемещении в пределах Украины. В связи с этим руководитель структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения будет лишен возможности принимать правомерное решение об отмене действия справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица, ведь согласно части второй статьи 19 Конституции Украины должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
При таких обстоятельствах считаю необходимым урегулировать указанные вопросы в Законе Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантий соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц" и предлагаю доработать его и определить орган (должностных лиц), на который будет возложено выявление фактов отсутствия внутренне перемещенных лиц по месту жительства и подтверждение информации об их перемещении в пределах Украины, а также механизм проверки такой информации и факта длительного отсутствия внутренне перемещенных лиц по месту жительства».
Как в начале ноября этого года разъяснял Украинский фонд правовой помощи, предложенные изменения в проект Закона Украины № 2 166 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантии соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц» предусматривали упрощение получения справки для взятия на учет внутренне перемещенного лица, отменяли «привязку» к регистрации места жительства на территории, с которой лицо переместилось, и в целом могли привести законодательство Украины в сфере защиты прав вынужденных переселенцев в соответствии с международными стандартами и стандартами Совета Европы в сфере защиты прав человека внутренне перемещенных лиц, в частности Европейской конвенции по правам человека и Рекомендациями Комитета Министров Совета Европы.
Тогда юристы Ресурсного центра для помощи вынужденным переселенцам разобрались, какие изменения он несет для внутренне перемещенных лиц.
− Если законопроект будет утвержден, важнейшие изменения коснутся такого: территориальные органы Государственной миграционной службы не будут проставлять на справке о взятии на учет внутренне перемещенного лица отметку о регистрации места жительства; кроме граждан Украины, внутренне перемещенными лицами могут быть иностранцы или лица без гражданства, которые находятся на территории Украины на законных основаниях и имеют право на постоянное проживание в Украине; основанием для взятия на учет внутренне перемещенного лица является факт проживания на территории, с которой лицо переместилось, а не регистрации места жительства на такой территории; справка о взятии на учет внутренне перемещенного лица действует бессрочно, поэтому лицо не должно обращаться повторно в орган социальной защиты для продления действия такой справки; в случае отсутствия документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины, переселенец вместе с заявлением о получении справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица предоставляет доказательства, подтверждающие факт проживания на территории административно-территориальной единицы, с которой он переместился (военный билет со сведениями о прохождении военной службы, трудовая книжка с записями об осуществлении трудовой деятельности, документ, подтверждающий право собственности на движимое или недвижимое имущество, свидетельство о базовом общем среднем образовании, аттестат о полном общем среднем образовании, документы о профессионально-техническом образовании, документ о высшем образовании (научная степень), медицинские документы, фотографии, видеозаписи и т.д.); внутренне перемещенное лицо не обязано сообщать в течение 10 дней о своем фактическом месте проживания или о его изменении территориальный орган государственной миграционной службы; ответственным за обеспечение формирования и ведения Единой информационной базы данных о внутренне перемещенных лиц является Министерство социальной политики Украины.