«Ковчег» преодолевает стереотипы

«Ковчег» преодолевает стереотипы
Фото со страницы Facebook Alim Aliev
«Ковчег» преодолевает стереотипы
Фото со страницы Facebook Ali Memetov. Участники семинара «Ковчег» во Львове
«Ковчег» преодолевает стереотипы
Фото из интернета. Участники семинара «Ковчег» во Львове
«Ковчег» преодолевает стереотипы
«Ковчег» преодолевает стереотипы
«Ковчег» преодолевает стереотипы

Почти десять дней в Свято-Успенской Унивской лавре (Львовская область) проходила работа Международного межрелигиозного молодежного семинара «Ковчег».

Организаторами этого уже традиционного летнего форума стали Генеральное консульство Республики Польша во Львове, Украинский институт изучения Холокоста «Ткума», Украинский католический университет, Общественная организация «КрымSOS», Городской дворец культуры им. Гната Хоткевича. Участниками семинара «Ковчег» были представители украинской, польской, еврейской и крымскотатарской молодежи, всего четыре группы по 10 человек.

Во время лекций, интеграционных тренингов, дискуссий молодые люди узнавали о культуре, традициях, религиях этносов, представленных на мероприятии, а через непосредственное неформальное общение избавлялись от определенных стереотипов и предубеждений в восприятии друг друга. Говорили участники, в частности, и о природе геноцидов, об их общих и отличительных чертах, о бедах, происходящих прямо сейчас, несмотря на опыт предыдущих трагедий — Холокоста, Голодомора, депортации народов Крыма и т. п.

Проводились также дни национальных презентаций — когда каждая группа не только рассказывала об обычаях, традициях, фольклоре и вере своих народов, а пыталась погрузить товарищей в свое культурное поле, в том числе через национальную кухню.

Среди лекторов были и представители крымскотатарского народа — известный историк, ведущая крымскотатарского телеканала АTR Гульнара Абдуллаева, которая рассказывала аудитории об истории крымских татар и о возникновении Крымского ханства; о крымскотатарском изобразительном и прикладном искусстве и о значении крымскотатарского орнамента поведал прославленный художник-керамист, скульптор Рустем Скибин; соорганизатор общественной организации «КрымSOS» и один из основателей «Крымского дома» во Львове Алим Алиев говорил о выдающихся личностях в истории, которых подарил миру крымскотатарский народ; а менеджер по культуре Халил Халилов приковал внимание аудитории докладом о крымскотатарских музыкальных традициях.

На семинар был приглашен и журналист информационного ресурса «Ислам для всех» Дилявер Саидахметов, который выступил с докладом под несколько провокативным названием — «Ислам — как прокормить трех жен». Почему же «трех», а не «четырех», как это разрешено? А потому, что представление о мусульманском семейном праве люди вынесли из шутливой песенки «Если б я был султан…» из старой кинокомедии «Кавказская пленница»…

Как рассказал корреспонденту издания «Ислам в Украине» сам Дилявер Саидахметов, свою работу с аудиторией он выстроил очень интересным образом: с утра попросил участников Международного межрелигиозного молодежного семинара «Ковчег» нарисовать свои представления о крымских татарах. Интересно, что на нескольких рисунках затрагивалась тема многоженства: так, на одном был изображен мужчина, рядом с которым- две женщины и два ребенка, на другом — крымский татарин верхом на коне с тремя женами…

— Люди делают выводы о других людях, даже не будучи знакомыми с ними, на основе каких-то пересказов, сплетен. Я спросил у присутствующих: знакомы ли они хоть с одним крымским татарином, у которого было бы несколько жен — ответ: «Нет» … Поэтому пришлось рассказывать, как оно принято в Исламе и у крымских татар в частности. Но я начал не с отдельных вещей, а предоставил общую информацию о религии, потом говорил о стереотипах, которые бытуют в отношении последователей Ислама. Во втором блоке мы подробно остановились на пяти наиболее распространенных мифах и искаженных представлениях о религии мусульман: я объяснил, что утверждение, будто эта религия воинственная и призывает к насилию — ложно; опровергал миф об униженности и подавленности женщины в Исламе, развенчивал ложное представление о том, что наше вероучение далеко от духовности, что оно просто четко регламентирует деятельность человека на физическом уровне. Говорили и о якобы нетерпимом отношении мусульман к немусульманам, и о том, соответствует ли действительности утверждение, что Ислам — религия сплошных запретов, а не разрешений, будто Ислам обедняет жизнь верующего…

По словам журналиста информационного ресурса «Ислам для всех», слушатели настолько заинтересовались темой, что были нарушены все регламентные ограничения: выступление планировали не более, чем на 45 минут и 15 минут на вопросы из зала, но из-за навалы вопросов, реплик, уточнений общение продолжалось более полутора часов. Слушателей интересовало многое: история принятия крымскими татарами Ислама, распространение этой религии по территории Украины, особенности национального характера, ментальности крымских татар, отношение мусульман к насилию, войне, агрессии и т. п.

После завершения семинара его участников ждал выезд в Польшу.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.