«Религия в Украине», 9.01.2010
Современная Украина принадлежит к группе европейских стран, которые имеют собственное коренное мусульманское население. Ислам на территории Украины имеет более чем тысячелетнюю историю. Но на протяжении длительного времени эта религия существовала на нелегальном положении, что привело к ее упадку.
В настоящее время мусульманское сообщество в Украине активно развивается, но существует ряд проблем на пути возрождения ислама в религиозном пространстве Украины.
Единой организационной структуры эта конфессия не имеет. Ислам не имеет четкой иерархии, подобной христианским церквам. Но не смотря на сравнительно короткий период развития, ислам в Украине явился как разнообразие организационных форм.
В настоящее время в Украине официально действуют пять зарегистрированных центров: Духовное Управление мусульман Украины (ДУМУ), Духовное Управление мусульман Крыма (ДУМК), Духовный Центр мусульман Украины (ДЦМУ), религиозное управление независимых мусульманских общин Украины “Киевский муфтият” и Духовное Управление мусульман Украины “УММА”.
Тем не менее появление значительного количества духовных ячеек, на наш взгляд, не решит проблем мусульман Украины. Дело в том, что согласованности между ними не существует, а это означает, что все духовные управления имеют собственный вектор деятельности на территории религиозного пространства Украины.
Мусульманские общины функционируют, как правило, в пределах действующего законодательства, признают украинскую государственность, не допускают проявлений крайнего религиозного фанатизма и экстремизма. Вместе с тем наличие в Украине нескольких независимых один от другого мусульманских центров предопределяет существенные разногласия между ними, в частности борьбу за лидерство в мусульманской среде. Каждая духовная ячейка старается получить первенство разными путями: привлечение к политике, строительство мечетей, предоставление спонсорской помощи, в конце концов открытое непризнание друг друга и т.п.
Процесс образования самостоятельных духовных управлений в некоторых регионах Украины приобрел тенденцию размежевания мусульманских общин и объединений по национальному признаку, что может привести к религиозно-этническим конфликтам. Тем не менее руководители мусульманских общин не ислючают возможности общего и согласованного решения своих проблем. А вообще взаимоотношения между мусульманами и представителями других религий вполне корректные [7].
К кругу преград на пути становления ислама на территории Украины входят: обеспечение мусульманских общин культовыми сооружениями; высококвалифицированными кадрами священнослужителей; вопрос языка во время мусульманской проповеди; проблема материальной поддержки иностранными фондами; образования, политизации ислама и т.п.
Сейчас остро стоит вопрос религиозных убеждений (акыда) современных мусульман - они не всегда отвечают исламским нормам, широких знаний об исламе нет у многих мусульман. Коран воспринимается как Священное Писание, но читают на его арабском языке далеко не все (при этом плохо понимая содержание аятов). По результатам социологического исследования, проведенного Украинским центром исламоведения, лишь 21,56% мусульман понимают хутбу (службу в мечети) на арабском языке, другие 73,68% не понимают вообще, либо понимают частично [6, c. 15].
В контексте соблюдения норм Шариата (ибадата) мусульман Украины можно условно разделить на несколько категорий:
1) которые соблюдают ибадат полностью (насколько это вообще возможно в условиях светского постатеистического государства);
2) которые придерживаются ибадата частично - например, молятся только по пятницам в мечети, или соблюдают пост только в последние 3-10 дней Рамадана;
3) тех, которые выполняют отдельные элементы ибадата только несколько раз в году;
4) которые не придерживаются основных форм ибадата, но выполняют отдельные приписания Сунни, воспринимая это как обязательные национальные традиции: устраивая собрания с чтением Корана (приглашая чтеца) с раздачей садака (милостыни), или произнося формулы прославления Аллаха [19];
5) тех, кто отрицает ибадат, но вынужден придерживаться определенных обычаев в силу их общественной значимости - например, устраивают бракосочетание по Шариату (никях), обрезание мальчику (суннат) или погребение умершего соответственно мусульманскому ритуалу (джаназа).
6) соблюдение ибадата наряду с нормами адата (обычаи и местные традиции) [1, c. 24]. В среде мусульман Украины наблюдается влияние национальных традиций (арабских, волжских татар, крымских татар, азербайджанских и т.п.), возможно именно из-за этого и происходят конфликты между духовными управлениями и религиозными организациями.
Во время совершения ибадата мусульмане сталкиваются с определенными проблемами:
Во-первых, тяжело, практически невозможно совершать молитву (салят) на работе, на государственных предприятиях (а также и на многих частных предприятиях), не говоря уже об армии, милиции и т.п.
Во-вторых, пятница является рабочим днем в Украине, и совершить пятничную молитву (джума) работающему мусульманину очень сложно. Также праздничные дни часто выпадают на рабочие дни, поэтому усложняется посещение мечети. Мусульманам Крыма в данном случае проще - по решению Верховной Рады Крыма от 26 марта 1993 года “Об установлении праздничных дней для граждан Республики Крым, исповедующих ислам” и статьей 73 Кодекса Законов о труде Украины, первый и последний дни праздника Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам) являются нерабочими днями для жителей Крыма мусульманского вероисповедания.
В-третьих, на большей части территории Украины недостаточно, точнее почти не развита халяль-промышленность, поэтому верующие не могут купить продукцию, которая бы отвечала нормам Шариата. Халяльное, т.е. разрешенное по исламским нормам питание в Украине является проблемой. Закупка халяль-продуктов в небольших магазинах при мечетях и мусульманских центрах не удовлетворяет требования всех мусульман. Тем не менее следует отметить, что сейчас эта проблема начинает решаться, ведь компания “Наша Ряба” наладила производство халяльной курятины.
Более того, при Духовном управлении мусульман Крыма (ДУМК) и Духовном управлении мусульман Украины (ДУМУ) созданы центры стандартизации и сертификации “Халяль”, которые предоставляют документальное подтверждение халяль продукции. Набирают популярности халяльные ярмарки во время мусульманских праздников.
В-четвертых, в городах, где проживают мусульмане, недостаточно мечетей и религиозных центров, либо же они и вовсе отсутствуют. До 90-х годов их сохранилось 68, и только 2 мечети - в Бахчисарае и Евпатории - находились в удовлетворительном состоянии [8, c. 104]. В настоящее время мусульмане Крыма уже на протяжении многих лет не могут получить участок под строительство соборной мечети в Симферополе. Молебени в мусульманские праздники проводятся в зале Дома профсоюзов. Но горсовет Симферополя в который раз не решит вопрос земельного участка под соборную мечеть [3, c. 5]. По нашему мнению, несогласованность действий депутатов горсовета Симферополя ведет к обострению межконфессиональной ситуации в АРК. Ведь по словам президента Всемирного конгресса крымских татар, первого заместителя председателя Меджлиса крымскотатарского народа Рефата Чубарова: “...местные политики просто не хотят, чтобы в Симферополе появилась большая мечеть, за кулисами они говорят: “Крым - русская православная земля. Если хотите построить мечеть, стройте там, где ее никто не заметит” [17]. Среди мусульман Крыма присутствуют настроения к захвату земли силой.
Вообще количество мечетей в Украине незначительное, если учитывать, что мусульмане Украины объединены в 1135 зарегистрированых и незарегистрированных религиозных общин в разных областях страны [14, c. 33].
В настоящее время мусульманам Украины в сооружении новых культовых зданий помогают Турция, Саудовская Аравия и Кувейт. В 2007 году Турция выделила почти 3 млн. долларов на восстановление мусульманских святынь Крыма. Дело в том, что внутренних ресурсов для удовлетворительного решения проблемы не хватает, вот и приходится обращаться за помощью к братьям по вере за границей.
До сих пор неотработан Указ Президента Украины от 21 марта 2002 г. № 279 (279/2002) “О неотложных мероприятиях по окончательному преодолению отрицательных последствий тоталитарной политики бывшего Союза ССР относительно религии и восстановления нарушенных прав церквей и религиозных организаций”. Остро стоит вопрос ремонтно-реставрационных работ на объектах, почитаемых верующими. Кроме того, мусульманским организациям не возвращена значительная часть культовых сооружений, в частности в Феодосии, Ялте, Симферополе, Бахчисарае. Мотивируется это невозможностью, или дороговизною отселения оттуда жителей расположенных там общежитий и квартир [5, c. 202]. Но в некоторых случаях происходят обычные нарушения законодательства, например нерешение вопроса передачи мусульманской общине мечети Хан-Джами. Территория этого комплекса находится в пользовании военной части, которая сдает ее в аренду субъектам коммерческой деятельности [18]. Медленно решаются вопросы ремонтно-реставрационных работ на объектах, почитаемых верующими.
Тем не менее, можно констатировать, что процесс роста мечетей в Крыму развивается намного динамичней, чем, например, в Татарстане, где в распоряжении мусульманских общин находится приблизительно 400 мечетей. Т.е. там приблизительно на 5 тыс. лиц приходится одна мечеть. Но сравнивая насыщенность мечетями Крыма с Турцией, Э.С. Муратова отмечает, что в Турции обеспеченность верующих мечетями вдвое выше, поскольку на 900 человек в Турции приходится одна мечеть [9, c. 199].
Кроме того, мусульмане Украины почти не имеют своих отдельных кладбищ, или они используются не по назначению. Например, ситуация со старинным мусульманским кладбищем Азизлер в Бахчисарае. На его территории длительное время располагался вещевой рынок. Только после нескольких лет борьбы крымские татары смогли получить и восстановить свою святыню.
В-пятых, в школах ислам практически не преподается. Только в 14-ти крымскотатарских школах есть спецкурс “этика ислама”. В то же время христианская этика излагается в нескольких тысячах школ Украины.
В-шестых, неравноправное привлечение правительственными структурами представителей православного и мусульманского духовенства в официальных мероприятиях с явным предпочтением первых. Пропаганда православия стала нормой для украинской власти в последнее время. Это происходит на телевидении, радио и в печати - начиная с освящения государственных учреждений и заканчивая торжественностями по случаю инаугурации Президента Украины.
Кроме перечисленных проблем, существуют и еще довольно специфические вопросы, характерные для любой немусульманской страны, в том числе - Украины, например, отсутствие специализированных раздельных (для мужчин и женщин) больниц, санаториев, школ, и т.п. Но есть некоторые положительные сдвиги, например, Укрзализныця для создания более удобных условий проезда, предлагает билеты в мужские и женские купе, что оказалось весьма кстати для мусульман Украины [15]. В России, например уже функционируют мусульманские больницы, где мусульман обслуживают по нормам Шариата. В Европе больницы, где мусульмане обслуживались бы по нормам Шариата, почти отсутствуют. Но существуют больницы где стараются удовлетворить проблемы религиозных меньшинств Европы. Например, в двух больницах Ланкшира (север Великобритании) всем мусульманкам предлагаются больничные халаты в виде длинного платья и хиджаба. Желающие могут добавить никабы (вуаль, закрывающая лицо) с вырезом для глаз. Этот халат позволит пациенткам не только соблюдать больничную гигиену, но и правила мусульманского благочестия [12].
Появление медицинских центров конечно способствует соблюдению коранических основ, но не решает проблемы. Поэтому фатва “О лечении женщин врачами-мужчинами”, является важной для мусульман мира. Согласно нее, основным принципом лечения женщин врачами-мужчинами является то, что если есть врач-женщина, то именно она обязана осмотреть пациентку. Но если такой возможности нет, то пациентку может осмотреть врач-женщина немусульманка, а если и ее нет, то обзор может проводить врач-мужчина - мусульманин. В крайнем случае обзор можно доверить врачу-мужчине немусульманину. Но тело пациентки мужчина имеет право осматривать только в пределах необходимых для диагностирования и лечения, отводя по возможности взгляд от тела пациентки. Осмотр пациентки необходимо проводить в присутствии ее близкого родственника или мужчины, или другой женщины, заслуживающей доверия [16, c. 182].
Одним из острых вопросов для верующих жителей не мусульманских стран является ношение хиджаба. Например, мусульманки Европы уже на протяжении 10 лет отстаивают в судах свое права на ношение хиджаба в государственных учреждениях, стараются создавать женские ячейки [13]. Но в Украине данный вопрос так остро не стоит, возможно это обусловлено тем что большинство мусульманок не работает, либо этническими особенностями (у волжских татар покрытие головы не является обязательным). Но вопрос оформления документов где бы мусульманки были с покрытой головой в Украине также не решен.
В Украине в отличие от других стран (России, стран ЕС) отсутствуют возможности пользоваться беспроцентными вкладами и займами, так как большинство финансовых операций простых граждан Украины проводятся через государственный Сберегательный банк, который имеет фиксированные процентные ставки. А по Корану проценты (рыба) запрещены “...Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Аллах искореняет лихву и распространяет милостыню ... О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и, если вы уверовали, простите ту лихву, что прежде причиталась вам” (Коран 2: 275-278). Однако в настоящее время ряд мусульманских стран ведут переговоры по поводу открытия таких банков в Украине. В результате на конференции, которая проходила 14-16 октября 2009 года в Киеве в отеле “Аль-Хаят”, организованной компанией UDC Holding было заявлено, что в скором времени в Украине откроют свои филиалы исламские банки, которые будут работать по принципам шариата [2]. Сейчас же мусульмане Украины не имея возможности пользоваться исламскими банками, в большинстве случаев отдают проценты на благотворительность.
О нормализации религиозной жизни мусульман свидетельствует появление возможности для совершения хаджа - паломничества к Мекке и Медине. С начала 90-х годов в хадже побывало около 400 человек с Украины [5, c. 212].
Также одной из проблем можно считать мизерное количество исламских программ на телевидении и радио Украины. В Крыму работает крымскотатарский телеканал АТР, но пока его работа несколько ограничена. Основной проблемой являются кадры [10, c. 19]. Каждое воскресенье утром на канале УТР выходит программа “Минарет” и начинал свою работу в Украине саудовский телеканал “Мекка”. Наличие таких каналов предоставит возможность раскрыть духовно-этнические, гуманистические ценности ислама, разоблачить искусственно созданные мифы об исламе, отделить понятие экстремизм и терроризм от религии [11, c. 21]. На протяжении длительного времени в Украине не существовало мусульманских газет (с 1998 года в Украине выдается и бесплатно распространяется газета «Арраид», тираж которой составляет 34 тыс. экземпляров. Также выходит несколько других газет. - Прим. ред. «Ислам в Украине»).
В данной статье мы попробовали очертить основные проблемы, с которыми сталкиваются мусульмане Украины в повседневной жизни. Но проблем, конечно, намного больше, и решаться они будут не один год. Причиной этого является отсутствие программ, которые бы обеспечивали нужды мусульманского населення Украины. Например, для развития исламского банкинга в Украине необходимы изменения в украинском законодательстве. А это длительный процесс. Отсутствие телепередач, газет на мусульманскую тематику ведет к неадекватному восприятию мусульман обычными гражданами и навешиванию ярлыков на ислам в СМИ и т.п.
Список использованной литературы:
1. Али-заде Айдын Ариф оглы Исламский энциклопедический словарь. - Г., 2007. - 400 с.
2. В Україні незабаром з’являться ісламські банки // http://islam.in.ua/3/ukr/full_news/4085/visibletype/1/index.html
3. Волченко Петр Участок под соборную мечеть приглянулся "то из крутых"? // События. - № 42 (094). - 2007. - С.5.
4. Здіорук С.І. Україна, Іслам, Європа: сучасний світовий контекст (Порівняльний аналіз суспільних і державних орієнтацій мусульман) // Українське релігієзнавство. Іслам і євроінтеграція: проблеми і перспективи. – №37. – 2006. – С.112.
5. Кирюшко М.І., Бойцова О.Є. Іслам в Криму: релігійно-національна самоідентифікація кримськотатарського народу. – К., 2005. – 300 c.
6. Кирюшко Н.И. Мусульмане в украинском обществе: социологическое исследование. - К.,2005. - 44 c.
7. Кубеліус О.А. Северный Кавказ - Украина: исламский фактору преодолении кризисных явлений. - http://www.niisp.gov.ua/vydanna/panorama/issue.php?s=gupr0&issue=2000_3
8. Маломуж М.Г. Про діяльність в Україні мусульманських релігійних організацій // Українське релігієзнавство. Буття ісламу в Україні та світі: історія і сьогодення – №3-4. – 2004. – С.109.
9. Муратова Э.С. Политологический анализ процесса возрождения ислама в Крыму // Іслам і Україна: роботи учасників Першого Всеукраїнського ім. А. Кримського конкурсу ісламознавчих досліджень молодих учених / Упорядник і автор передмови М.І. Кирюшко – К., 2005. – С. 175-215.
10. Мусульмани України //Релігійна панорама. – №8-9. – 2006. – С.19.
11. Мусульмани України //Релігійна панорама. – №8-9. – 2007. – С.21.
12. Новости − 06.09.2006// IslamOnline
13. Новости − 18.08.2006 // IslamOnline
14. Подсчеты собственные: Релігійна мережа України. Таблиця змін з даними на 1 січня 2009 року. // Релігійна панорама. – №1. – 2009. – С.73.
15. Услуги в поездах Украины // http://www.uz.gov.ua/?m=services.transppl.servpass&lng=uk
16. Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) - фетвы / Пер. с араб. М.Ф. Муртазина. - Г., 2003. - 278 с.
17. Проект мечети в Симферополе бередит старые раны // http://podrobnosti.ua/outeropinion/2009/10/30/640335.html
18. Прокуратура Криму: влада в Криму створює ґрунт для конфліктів, відмовляючись вирішувати земельні проблеми релігійних спільнот// http://www.qha.com.ua/qhaber.asp?akategori=&kategori=101&haberno=3852&dil=4
19. Хайретдинов Дамир Проблемы мусульманской семьи в России // http://www.muslima.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=271:2...
Хазыр-Оглы Т.В.
(Приводится в сокращении)
Полная версия статьи на сайте «Религия в Украине»
Другие публикации на сайте «Религия в Украине»:
У мусульман Украины 21 августа начинается Рамадан
Другие публикации на тему в украинских СМИ:
Украина изучает мусульманский мир (газета «День»)
Азербайджанцы Украины: Курбан-Байрам несет надежду, благосостояние и любовь (фоторепортаж) (УНИАН)
Мусульмане в Украине («Український тиждень»)
Исламское наследие («Український тиждень»)
С широко закрытыми глазами (УНИАН)
Ислам только в коллективе (газета «Арраид»)