Египет: время тяжелых испытаний

Египет: время тяжелых испытаний
07.02.2013
Оцените статью: 
(374 оценки)
nourdeen
Аватар пользователя nourdeen

Судьба «арабской весны» как всеобъемлющего процесса современных тектонических сдвигов в арабском мире, решающей мерой зависит от хода революции в Египте.

Эта наибольшая арабская страна всегда играла ключевую роль в политической истории Ближнего и Среднего Востока. Лишь тридцатилетний период эпохи Х.Мубарака временно превратил Египет в сфинкса, который, якобы, крепко уснул, потерял свою пассионарность.


Но это была лишь видимость спокойствия. В недрах египетского общества накапливался большой протестный потенциал, вызревал политический авангард, что был бы способен возглавить новую революционную волну, которая непрестанно приближалась. Таким авангардом стали «Братья-мусульмане», которые зародились как организация в 1928 году именно на египетской почве.


За это время объединение стало действительно общенациональной силой, которая своим непрестанным трудом в массах завоевала сердца большинства египтян. Идеологической базой «Братьев-мусульман» в преддверие революции стал умеренный ислам, то есть такая его интерпретация, которая направлена в будущее и органично сочетает большие принципы, ценности ислама с современными вызовами и действительностью, отвечает на то, как построить на основах ислама современное справедливое и демократическое общество, в котором бы неуклонно защищались права личности, женщин, религиозных и этнических меньшинств.


Полностью закономерным явлением стало быстрое утверждение «Братьев-мусульман» и их политического крыла – Партии свободы и справедливости – в качестве ведущей политической силы египетского общества. Такая ее роль утвердилась в результате парламентских выборов в обе палаты египетского парламента, а в дальнейшем и по результатам последних президентских выборов, представитель партии свободы и справедливости, М.Мурси уверенно одержал победу и стал новым главой государства.


Все эти серьезные изменения в политической системе Египта создали необходимые политико-правовые предисловия для перехода к новой фазе революции, которая закрепила ее исламский характер.


Такое развитие египетской революции является полностью закономерным, отвечает потребностям и ожиданиям египетского народа. Оно также является проявлением глубинной сущности «арабской весны» как процесса возобновления цивилизационной идентичности арабского мира на основе ислама.


В течение короткого времени М.Мурси превратился в одного из самых авторитетных и влиятельных лидеров арабского мира, который во многих чрезвычайно сложных и противоречивых ситуациях демонстрировал уверенность, мужество, мудрость, выдержку, интеллект и высокую мораль. Вся дальнейшая история египетской революции, начиная с июня 2012 года, неразрывно связана с его именем, волей и последовательностью.


Шаг за шагом нынешний глава египетского государства уверенно одерживал новые победы на этапе становления исламского характера египетской революции с тем, чтобы окончательно вывести народ своей страны на качественно новый цивилизационный путь развития. Это позволит высвободить колоссальную энергию народа, его потенциал и, твердо опираясь на свой исторический опыт и традиции, преодолеть нынешнее, крайне тяжелое, положение быстрыми темпами и присоединиться в передовым странам.


Решающую роль на этом новом этапе трансформаций сыграла ожесточенная борьба за принятие новой конституции страны, которая закрепила законодательно исламский характер египетской революции и провозгласила ислам государственной религией, а принципы исламского шариата – основным источником законодательства.


На пути к принятию нового основного закона страны, М.Мурси пришлось разрывать те оковы старой судебной системы, которая оставалась неизменной еще со старого режима и закрывала путь к новой конституции.


Египетский президент предпринял смелый и, вместе с тем, полностью оправданный шаг – принял конституционную декларацию, не допустив того, чтобы Конституционный суд и Высший суд Египта, которые возглавляли сторонники старых порядков, смогли сорвать конституционный процесс. Всенародный референдум (по новому основному закону страны) закончился в декабре прошлого года убедительной победой сторонников революции. Почти 64 процента египтян поддержали новую конституцию страны.


Казалось, что принятие конституции положит конец политической нестабильности и позволит власти сосредоточиться на преодолении самого сложного экономического кризиса. Но вместо этого Египет был втянут в водоворот крайне напряженного противостояния.


Остальные сторонники старого режима – компрадорская буржуазия, могучие олигархические и монополистические кланы, которые тесно срослись с чиновнической бюрократией, судебной системой, поняли, что их дальнейшее существование и паразитирование на египетском народе заканчивается. Для них остался единственный выход – заблокировать революционный процесс и любым способом дискредитировать М.Мурси, заставить его уйти в отставку. Политической базой этих сил стал Национальный Фронт Спасения во главе с такими известными египетскими политиками, как аль-Барадеи и А.Муса.


Необходимо подчеркнуть и объяснить главную особенность политической сущности, подтекста того острого столкновения, которое происходит в Египте в течение последних месяцев. Противникам М.Мурси и Партии свободы и справедливости удалось создать, и широко распространить на международном уровне такую схему событий в Египте – происходит острое и принципиальное столкновения между исламистами, которые всевозможным способом пытаются насадить в Египте законы шариата, превратить Египет в «суннитский Иран», а оппозиция пытается не допустить этого, сохранить светское правление и отстоять демократию.


К сожалению, и в Украине достаточно большое количество журналистов-международников, обозревателей клюнули на этот крючок и, фактически, пропагандировали эту схему. В действительности, линия разлома в египетском обществе происходит в иной плоскости.


Объективно, президент Египта М.Мурси, Партия свободы и справедливости отстаивают дальнейшее развитие революции, которое поддерживают абсолютное большинство населения страны. Это развитие революционного процесса должно завершиться отстранением старых олигархических кланов от экономической и политической власти, кардинальным перераспределением национального богатства страны в пользу народа, принятием стратегии системных реформ на основе исламских ценностей.


В этом контексте крайне важно настоящим светским, левым, левоцентристским силам Египта, коптам-христианам глубоко осознать такие вещи. Исламский характер нынешнего этапа революции, конституция страны ничем не угрожает, а наоборот создает надежную правовую базу для их нормальной жизни. Но им также нужно помочь всенародно избранному президенту страны и фактически правящей партии – Партии свободы и справедливости – четко и неуклонно придерживаться требований шариата относительно соблюдения прав личности, религиозных и этнических меньшинств.


Также необходимо найти свое надлежащее место в новом Египте с тем, чтобы, учитывая реалии, работать не на раскол, а на консолидацию египетского общества. Особенное значение такое осмысление приобретает для Коптской христианской церкви, которая является одной из самых древних в мире. В этом египетским христианам должны также помочь ведущие христианские церкви и лидеры Европы, США, других регионов.


Хочется надеяться, что в этом благородному деле свою умеренную помощь окажут украинские христианские церкви, прежде всего Украинская греко-католическая церковь и ее Глава блаженнейший Святослав. Эта украинская христианская церковь отличается глубоким пониманием сущности процессов в исламском мире, в частности, в арабском, которая заключается в усилении роли ислама в этом регионе.


Следовательно, после успешно проведенного референдума, подписания президентом новой конституции, перед Египтом возникла задача по подготовке новых парламентских выборов на основе нового основного закона. Было очевидно, что они заканчиваются победой происламских сил во главе с Партией свободы и справедливости.


Такие перспективы и подтолкнули лидеров тех сил, которые упрямо цепляются за прошлое, организовать по всей стране массовые беспорядки, которые, по их замыслу, должны были бы перерасти в открытое вооруженное сопротивление, направленное на свержение М.Мурси, и срыв его программы продвижения Египта на пути кардинальных превращений. Мятежники надеялись, что египетский президент потеряет равновесие, прикажет силой придушить беспорядок; прольется много крови и, как следствие, М.Мурси себя дискредитирует, очутится в изоляции.


Своего апогея беспорядки достигли в течение последней недели перед дежурной годовщиной революции 25 февраля 2011 года, когда погибли десятки людей. Казалось, гражданская война в Египте неминуема.


В этих чрезвычайно сложных условиях М.Мурси опять в полной мере проявил себя, как действительно общенациональный лидер, который сохранил хладнокровие и выдержку, не допустил сползания страны в ад гражданской войны. Армия, полиция остались лояльными к президенту страны.


Как охлаждающий душ, на всю страну прозвучало обращение министра обороны Египта генерал-лейтенанта А.Фаттаха ас-Сиси, в котором было высказано предупреждение: «Дальнейшая борьба между политическими силами за управление страной может повернуться крахом государства. Если нынешнюю ситуацию оставить без срочного и комплексного лечения, это приведет к самым тяжелым последствиям». Было достаточно ясно, к кому обращался с предупреждением египетский министр обороны.


И опять же, в это судьбоносное для страны время силы ислама завладели инициативой. Самый известный и старый в мире суннитский исламский университет Аль-Азхар и его глава шейх Ахмад аль-Таиб инициировали встречу представителей наиболее влиятельных политических, общественных и религиозных структур страны с целью добиться прекращения беспорядков.


Во время встречи, которая состоялась 31 января, был подписан документ под названием «Отказ от насилия». В заседании участвовали представители «Братьев-мусульман», Коптской церкви, оппозиционного Фронта Национального Спасения, партий «Сильный Египет», «Васат», «Ель-гад», «Реформы и развитие», «Свободные египтяне»; представители салафитских партий, интеллигенции и гражданского общества.


«В этом документе ясно говорится об отказе от всякого насилия. И все, кто пришел на эту встречу, люди с разным прошлым, разной партийной принадлежностью, – все они согласились с его содержанием», – заявил Саад аль-Кататни, лидер Партии свобода и справедливость.


Таким образом, в результате инициативы со стороны ведущих сил умеренного ислама Египта был сделан важный шаг к нормализации ситуации в стране на принципах ведения равноправного политического диалога и отказа от насилия.


Благодаря взвешенности и умеренности египетского президента и правящей партии, стране удалось избежать кровавого столкновения. Открыт путь к проведению в апреле новых парламентских выборов, на основе которых будет сформировано новое правительство, действительно национального согласия. Но, к сожалению, некоторые из контрреволюционеров не успокаиваются, надеясь опять спровоцировать новую волну беспорядков, всячески раздувая некоторые досадные и трагические эпизоды столкновений между полицией и участниками антипрезидентских акций протеста.


Будем надеяться, что, в конечном итоге, египетский народ поймет настоящую суть и цели организаторов этих провокаций и даст достойный ответ на следующих парламентских выборах.


В.А.Швед,


специально для "Ислам в Украине"

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.