Крым: Ислам сегодня

1
«Ислам надо ощущать, а не говорить о нем» - имам п. Эски Сарай (Пионерское) Сабри Леман-огълу.
07.09.2009
Оцените статью: 
(318 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Всеукраинская ассоциация общественных организаций «Альраид» совместно с крымским информационным агентством QHA начинает публикацию серии материалов на тему «Ислам сегодня». Открывает серию интервью с имамом п. Эски Сарай (Пионерское) Сабри Леман-огълу.

Спокон веков Крым претерпевал значительные изменения в духовном отношении. Духовные самосознания, самоидентификации народов, проживающих на его территории, были зависимыми от исторических событий, которые имели место быть на полуострове. Религиозные культуры на протяжения ряда веков сменяли друг друга.

Сегодня Крым является полирелигиозным регионом. Одной из традиционных религий, имеющих многовековое присутствие на территории полуострова, является Ислам.

Ислам начал проникать в Крым в IX-XI веках, в период проживания на его территории различных племен: хазар, протоболгар, печенегов, половцев. Во времена Крымского ханства (1443-1783 гг.) Ислам выполняет нациеобразующую функцию и становится государственной религией, регулировавшей на полуострове практически все стороны жизни общества: образование, быт, судебное дело. Именно на этот период пришелся расцвет исламской культуры на полуострове.

Однако взлет предусматривает и падение. Так и расцвет исламской культуры в Крыму претерпевает свой спад: начало его приходится на 1783 год, связанный с аннексией Крыма Российской империей и набирает обороты в 1944 году, когда крымскотатарский народ насильно был оторван от Родины.

В течение почти 50 лет, находясь в местах ссылки, в условиях тоталитарного атеистического режима, крымскотатарский народ был фактически оторван от своих религиозных корней. А религиозность сохранилась лишь на уровне традиций и бытовых обрядов.

На современном этапе процесс национального возрождения крымскотатарского народа, возвращающегося из мест депортации на свою историческую Родину, вплотную протекает с идеей религиозного возрождения. Для крымских татар вопрос возрождения религии, изучение истории и культуры, неотделимых от исламских традиций, становится крайне актуальным.

Как показывает почти 20-летний опыт деятельности мусульманских общин в Крыму, они, за редким исключением, стали самодостаточной, саморегулирующейся ячейкой в системе мусульманских религиозных институтов. И определяющую роль в этом сыграли духовные наставники общин.

Так, деятельность мусульманской общины п. Эски Сарай (Пионерское) процветает в унисон идеям и деятельности их духовного наставника имама Сабри Эфенди.

Сабри Леман-огълу родился в Узбекистане в поселке Алмаз Чурского района Наманганской области в семье простого рабочего. Детство его прошло как у обычных детей с шумными играми во дворе и беззаботным времяпрепровождением. Любовь к исламу ему привил дедушка Рамазан, который был примерным мусульманином – делал пятикратный намаз, держал Ораза, читал священный Коран.

- Он стал для нас примером в поклонении и преданности к Аллаху. Он же привил у нас любовь к родному языку, - отмечает Сабри Эфенди. - Дедушка Рамазан, который прекрасно читал на арабском языке, научил и меня языку, на котором написан Коран. Благодаря нему я встал на религиозный путь. Я во всем руководствуюсь учениями Ислама. В воспитании своих детей я также руководствовался ими.

Мои дочери Эмине и Лейля обучались в Азовском медресе, затем продолжили свое религиозное обучение в Турции на религиозном факультете. Сейчас они преподают в медресе. Один из сыновей Рамазан, который с пяти лет читал суру «Фатиха» и посещал со мной различные мероприятия, тоже отучился в медресе, затем в Турции на религиоведческом факультете. Мухаммед, жизнь которого после преждевременного рождения висела на волоске и только по воле Аллаха выживший, тоже получил религиозное образование. Третий сын, Саид-Ахмед, учится в медресе в п. Курман (Красногвардейский), где готовят хафизов. Саид-Ахмед обладает мощным голосом, и уже после его рождения я понял, что он будет петь эзан.

- Сабри эфенди, когда началась ваша религиозная деятельность? Какие цели и задачи вы пред собой поставили, став имамом?

Религиозную деятельность я начал в Узбекистане, после того, как вернулся из службы в армии. Там мы не задавались какими-либо недостижимыми целями. Так как в Узбекистане было очень мало людей, умевших читать на арабском, мы, как могли, проводили различные религиозные обряды: проводили ритуалы нишана, никяха, похороны, ставили имена и т.д. В 1989 году прочитал в газете «Ленин байрагъы», что в Крыму открылся Кебир Джами, где образованные имамы учили наших соратников основам Ислама, и тогда я подумал, что было бы хорошо и мне научиться у них чему-то большему. Хотел поехать туда немедленно, но наша мусульманская община меня не отпускала, так как я там был единственным, кто проводил религиозные ритуалы. Поэтому учитсявсему пришлось за максимально короткие сроки.

После приезда в Крым, я посетил Кебир Джами, где и встретился с Сеит-Джелиль эфенди (отметим, что в 90-е годы Духовное управление мусульман Крыма возглавлял Сеит-Джелиль Ибрагимов – выпускник бухарского медресе). Приехав в Крым, я начал понимать арабский язык, на котором некогда проводил ритуалы, но абсолютно не понимал его. Ислам надо ощущать, а не говорить о нем.

Став имамом в Крыму, я задался целью жить так, как жил Пророк Мухаммед, ставший лучшим учеником Аллаха и лучшим наставником мусульман. Он говорил: «Благороден тот, кто учится Корану и тот, кто учит Корану». Таким образом, я поставил перед собой цель помогать мусульманам в Крыму в проведении религиозных ритуалов и их учить основам ислама.

- Расскажите о периоде, когда вы были заместителем Муфтия.

После возвращения в Крым я понял, что уметь читать на арабском недостаточно, поэтому начал заниматься переводами. А это дало возможность познать то, о чем говорит Аллах в Коране. Поэтому я хочу, чтобы и мои ученики знали, что завещал нам Он. Моим учителем был Сейт-Джелиль эфенди. У него я многое перенял. Я рад, что Аллах свел меня с таким человеком.

- Насколько тяжело сегодня проходит процесс возрождения религии после возвращения крымских татар на Родину?

Знаете, многие до сих пор считают, что поклонение Аллаху забирает много времени, а это мешает процессу благоустройства. А это не так, ведь когда ты уповаешь на Аллаха, Он помогает тебе. Аллах ведь ничего невозможного не требует. Уже только за то, что Он помог нам вернуться на Родину, мы должны его благодарить и поклоняться.

- Сабри эфенди, расскажите о мусульманской общине п. Эски-Сарай.

Мусульмане в Эски-Сарай живут обычным днем: каждое утро они уходят на работу, а вечером возвращаются уставшими, а еще надо позаботиться о домашнем уюте и воспитании детей. Но, несмотря на повседневную рутину, они посещают еженедельно пятничный намаз, во время которого мы объясняем им аяты из Корана, хадисы, отвечаем на вопросы. Кроме того, в священный месяц Рамазан мы проводим совместные ифтары, каждую субботу проводим уроки для детей, на Къурбан байрам режем животных и раздаем мясо. И вообще, каждый день мы готовы откликнуться на любые вопросы представителей нашей общины. Двери мечети и моего дома всегда открыты и братьям, и сестрам мусульманам.

Правда, у меня есть одно пожелание: хотелось бы, чтобы в магазинах поселка продавалась продукция элял. Иншаллах, это будет.

- Какова на сегодняшний день картина мусульманской общины п. Эски-Сарай? Пестрит ли она различными мусульманскими течениями или она представляет собой монолитное единство?

Так как все люди по своей натуре не одинаковы, в обществе не избежать разделения мнений и взглядов. В том числе и религиозных воззрений. Однако самое главное, что объединяет нас, мусульман – это вера в Аллаха. В мусульманской общине Эски-Сарай как таковых разногласий нет. Если даже и бывают, думаю, не стоит брать в это во внимание. Не стоит искать недостатков в ком-то, тогда не найдешь в себе. Я считаю, что все мусульмане должны брать пример от одного человека, от Пророка Мухаммеда. Его устами было сказано: «Если вы про кого-то скажите плохое, то это равнозначно тому, что вы едите испорченное мясо брата своего».

Сегодня все, что происходит в мусульманском обществе - это испытание веры. Все мы должны стремиться к единству. Нам необходимо искать то, что нас сближает, а не отталкивает.

- Как вы оцениваете отношение сегодня между мусульманской общины Эски-Сарая с немусульманской частью поселка? Есть ли между ними какое-то напряжение?

У нас в поселке в основном проживают крымские татары, поэтому с подобными проблемами мы не сталкиваемся. Но даже с представителями немусульманского вероисповедания никогда не было разногласий, потому что ислам - религия, призывающая быть миролюбивыми. Приведу вам в пример эпизод из жизни Пророка: однажды Мухаммед, выходя из дома, увидел у порога мусор. Ничего не сказав, он вытащил его. И так продолжалось несколько дней. Но как-то, выходя из дома, он не обнаружил мусора. Зная, что все это рук дело соседа, Мухаммед пошел к нему. Оказалось сосед заболел и нуждался в воде. И тогда Пророк поступил мудро: он не ушел, а принес больному воды. Как вы думаете, изменился этот человек? Да! Он принял ислам. Поэтому если мы, мусульмане, будем вести себя как Мухаммед, то конфликтов никогда ни с кем не будет.

- Как вы думаете, каким должен быть истинный мусульманин?

Все мусульмане верят, что Аллах есть, но этого недостаточно. Необходимо подтверждать это поступками: доказывать это пятикратным намазом, держать Ораза, просить у Аллаха прощения. Поверьте, намаз это не тяжесть, в судный день это поклонение обернется нам раем. Первый вопрос в судный день будет вопрос о намазе. Поэтому кто сегодня пользуется благами Аллаха, должен благодарить Его, чтобы в судный день не остаться слишком кающимся и наказанным. Для этого нам нужно лишь немного потрудиться.

Пока Аллах дает нам возможность жить, мы должны отказаться от греховного.

- Что на сегодняшний день могли бы пожелать крымскотатарской молодежи?

Хотелось бы, чтобы сегодня молодежь не боялась делать намаз и держать ораза, больше находилась в компании верующих. При совершении ошибок, просила Аллаха наставить их на правильный путь, молилась за себя, за родителей и своих близких. Ведь как хорошо, когда мы молимся друг за друга!

Желаю, чтобы мусульмане Крыма были счастливы и в этом мире, и не забывали о том, что нас ждет после земной жизни. Надо уже сейчас готовиться к нему.

Мусульмане Крыма, пусть этот священный месяц Рамазан для вас пройдет благородно и в пользу. Пусть Аллах поможет нам!

По материалам QHA

Ссылки на тему:

Украина наша мусульманская

Перспективы Ислама в Украине

Ислам в Украине: Основные этапы истории

Надежда исламского возрождения в Украине

Ислам в Крыму. Современные аспекты развития

Будут ли крымчане отмечать Курбан-Байрам совместно?

С каким настроением празднуют Ораза-байрам крымские мусульмане?

Крымские татары. Некрымский взгляд

Крымские татары: развенчание мифов

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.